Повышение качества государственных услуг, создание благоприятных и эффективных условий для ведения бизнеса
Повышение качества государственных услуг, создание благоприятных и эффективных условий для ведения бизнеса
В Республике Казахстан в настоящее время особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности органов государственной власти, с качеством оказываемых государством услуг в контексте развития гражданского общества, сообщает Vko.kgd.gov.kz.
Политика развития государственных услуг, которая реализуется в Казахстане, направлена на обеспечение максимального уровня удовлетворенности граждан при общении с государственными органами.
На сегодняшний день для экономики Казахстана имеет большую важность развитие малого и среднего бизнеса. Наиважнейшая задача в этой сфере - повышение качества оказания государственных услуг населению и бизнесу, повышение прозрачности и подотчетности государственных органов в своей деятельности. Данные вопросы являются важнейшими приоритетами и в деятельности органов государственных доходов.
В настоящее время органы государственных доходов стремятся к повышению качества оказываемых государственных услуг, изменению подхода к обслуживанию налогоплательщиков с акцентом на клиентоориентированность и в целом изменению облика налоговой службы.
Огромное внимание уделяется созданию благоприятных условий для получения государственных услуг, обеспечению их доступности всем слоям бизнеса, которое заключается в:
- максимальном сокращении затрат предпринимателей при выполнении ими своих обязательств;
- максимальном упрощении процедур оказания государственных услуг;
- своевременном и полном информировании услугополучателей по всем актуальным вопросам.
На сегодняшний день органы государственных доходов оказывают физическим и юридическим лицам 52 государственные услуги. В 2014 году услугополучателям Восточно - Казахстанской области оказано 1 277 633 услуги.
Для улучшения условий для услугоплучателей при получении государственных услуг органами государственных доходов по ВКО на системной основе проводится работа по совершенствованию существующих ЦПО. Так, для организации процесса обслуживания налогоплательщиков и создания более комфортных условий ожидания для налогоплательщиков, в 2013-2014 годах в Центрах приема и обработки информаций Управлений государственных доходов по городам Усть-Каменогорск и Семей проведены мероприятия по установке электронной системы управления очередью (ЭСУО), которые подключены к Ситуационному центру Комитета государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан. В настоящее время функционал ЭСУО и Ситуационного центра позволяет в оперативном режиме просматривать наличие очередей в Центрах, реагировать на отметки о неприемлемом сервисе (отметка «плохо», проставленная услугополучателем на планшете, размещенном у окошек сотрудников после получения услуги), распределять работников по направлениям в зависимости от загруженности, определяет рейтинг сотрудников и т.д.
В целях контроля за качеством предоставляемых услуг Департаментом государственных доходов по ВКО осуществляется мониторинг работы Центров посредством системы видеонаблюдения.
По области развивается сетевая инфраструктура, поддерживающая свободу доступа услугополучателя к услугам органов государственных доходов. Так, в территориальных управлениях государственных доходов области работают 88 Терминалов налогоплательщика, аналогичные Терминалы установлены в 43 сельских округах, в отдаленных бывших райцентрах продолжают осуществлять работу подразделения ЦПО.
В соответствии с Дорожной карты по реализации структурных реформ в Республике Казахстан на 2014-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан № 1012 от 24.09.2014 года проводится поэтапная передача государственных услуг на альтернативной основе в территориальные подразделениями Республиканского государственного предприятия «Центр обслуживания населения».
На первом этапе в 2014г. в ЦОН переданы 7 видов услуг, это услуга по выдаче справки об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, выдаче лицензий на производство, оптовую и розничную реализацию табачных изделий, этилового спирта, алкогольной продукции, регистрация лиц, имеющих право осуществлять деятельность администратора, и снятие их с регистрации.
С 20 мая текущего года в ЦОНы передано 5 видов услуг, это присвоение персонального идентификационного номера производителям (импортерам) отдельных видов нефтепродуктов, отзыв налоговой отчетности, проведение зачетов и возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов, регистрация по месту нахождения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением и апостилирование официальных документов, исходящих из структурных подразделений МФ РК.
Дополнительно, с 01 июня 2015г. в ЦОНы будет передано еще 5 видов услуг, это регистрация индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора, выдача патента, приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности и прием налоговой отчетности.
Кроме того, в соответствии с Совместным приказом Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 апреля 2015 № и Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 220, с 12 мая текущего года работа Центра приема и выдачи информации УГД по г. Усть-Каменогорск организована по пилотному проекту т.е. прием налоговых заявлений и выдача результатов оказания государственных услуг осуществляется работниками филиал РГП «Центр обслуживания населения» по ВКО.
В дальнейшем планируется передача услуг в ЦОНы на безальтернативной основе, что позволит исключить контакт органа государственных доходов с услугополучателями, снизить риск коррупции, а также обеспечит удобство для услугополучателей, т.к. в ЦОНах услуги оказываются по принципу «одного окна».
Одним из ключевых направлений в целях повышения качества предоставляемых услуг является перевод всех услуг в электронный формат, а также развитие электронных услуг и сервисов. Электронные услуги позволяют минимизировать контакты в процессе оказания услуг, упрощают исполнение обязательств, сокращают время и затраты на их получение. Кроме того, электронную услугу можно получить в любое время суток в онлайн режиме не выходя из дома или офиса.
В портале «электронного правительства» запущены такие услуги, как онлайн- регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора и выдача патента. При этом при условии обращения в электронном виде процедура регистрации упрощена, в частности документы, предусмотренные Налоговым кодексом и Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» не представляются.
Одной из востребованных и популярных налоговых услуг, которая предлагается населению в электронном виде - это оплата налогов в режиме on-line. Реализованы услуги по получению сведений о наличии ИИН/БИН налогоплательщика, напоминания о наступлении сроков исполнения налоговых обязательств путем смс-рассылок на мобильные телефоны и т.д.
Что необходимо сделать чтобы стать электронным налогоплательщиком?
Процедура регистрации проста, для этого налогоплательщику необходимо в явочном либо в электронном виде предоставить в орган государственных доходов по месту нахождения или жительства налогоплательщика налоговое заявление о регистрационном учете электронного налогоплательщика.
Получить услугу в электронном виде можно как по электронной цифровой подписи, полученной в органе государственных доходов, так и по ЭЦП Национального удостоверяющего центра РК, полученной на портале «Электронного правительства». Для получения ЭЦП НУЦ необходимо лишь заполнить онлайн-заявку и посетить ближайший ЦОН (для подтверждения факта подачи заявки).
Статистика обращений показывает, что электронные налоговые услуги уже сейчас популярны. Так, органами государственных доходов по ВКО за 2014 год в электронном виде оказано 1 095 226 или 85,7% от общего количества услуг, за 1 квартал 2015г. в электронном виде уже оказано 86,5% услуг.
В настоящее время органами государственных доходов продолжается работа по предупреждению нарушений законодательства со стороны услугополучателей, создание условий благоприятных для исполнения ими налоговых и таможенных обязательств. Так, проводятся различные мероприятия, направленных на повышение сознательности граждан и бизнеса в вопросе исполнения налоговых и таможенных обязательств в виде размещения на сайте КГД МФ РК и ДГД по ВКО и СМИ информации, необходимой услугополучателям, проведения конкурсов «Требуй чек - выиграй приз», «Лучший налогоплательщик», «Лучший участник ВЭД» и т.д.
Для возможности быстрого реагирования и устранения недостатков в обслуживания, органами государственных доходов обеспечивается обратная связь с услугополучателями, а именно проводится мониторинг данных модуля оценки ЭСУО и анализ результатов ежегодного мониторинга общественного мнения.
В завершении, хотелось бы отметить, что органами государственных доходов огромное внимание уделяется созданию благоприятных условий для получения государственных услуг, обеспечению их доступности всем слоям населения и бизнеса, а также исполнения налоговых и таможенных обязательств.