О создании и функционировании свободной экономической зоны (СЭЗ) в рамках Таможенного союза
О создании и функционировании свободной экономической зоны (СЭЗ) в рамках Таможенного союза
Что входит в понятие «Специальные экономические зоны», а также цели создания этих зон, сообщает Кkrg.kgd.gov.kz.
Специальная экономическая зона - часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны для осуществления приоритетных видов деятельности.
Границы специальной экономической зоны определяются в соответствии с актом Президента Республики Казахстан о создании специальной экономической зоны.
Создание СЭЗ в Казахстане направлено на активизацию внешнеэкономических связей, ускоренного развития региона, технологий и современного менеджмента, поддержку отраслей экономики и решения социальных проблем, привлечение прямых иностранных инвестиций, создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, ускоренное развитие современных высокотехнологичных отраслей производства, развитие транспортной инфраструктуры, туризма, создание рабочих мест и другие цели, определяемые в документах при создании СЭЗ.
Общественные отношения, возникающие при создании, функционировании и упразднении СЭЗ на территории РК регулируются Законом № 469-IV «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» от 21 июля 2011г. (далее Закон о СЭЗ).
Дополнительные нормы, регулирующие СЭЗ, содержатся в Таможенном и Налоговом кодексах Республики Казахстан.
Сколько на сегодняшний день существуют специальных экономических зон в целом по Республики?
Специальные экономические зоны в Казахстане
В Республике Казахстан Указом Президента Республики Казахстан созданы 10 специальных экономических зон:
СЭЗ «Астана - новый город» в городе Астана (легкая промышленность, автомобилестроение, авиационная, химическая);
СЭЗ «Морпорт Актау» в Мангистауской области (легкая промышленность, химическая, металлургическая промышленность);
СЭЗ «Парк информационных технологий» в городе Алматы (приборостроение);
СЭЗ «Онтүстік» в Южно-Казахстанской области (легкая и текстильная промышленность);
СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области (нефтехимическая промышленность);
СЭЗ «Бурабай» в Акмолинской области (туризм);
СЭЗ «Павлодар» в г.Павлодар (химическая и нефтехимическая промышленность);
СЭЗ «Сарыарқа» в Карагандинской области (металлургия и машиностроение);
СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» в Алматинской области (логистика);
СЭЗ «Химический парк Тараз» в г. Тараз (химическая промышленность).
Общей характерной чертой СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные и налоговые льготы.
На кого распространяется специальный правовой режим СЭЗ, одним словом, кто может осуществлять свою деятельность на территории СЭЗ?
На территории СЭЗ могут осуществлять деятельность резиденты (участники СЭЗ) в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, на которых распространяется специальный правовой режим СЭЗ. А также иные лица, не являющиеся резидентами, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В свою очередь «участник специальной экономической зоны» - юридическое лицо, осуществляющее на территории специальной экономической зоны приоритетные виды деятельности и включенное в единый реестр участников специальной экономической зоны
В части таможенного регулирования в СЭЗ. Какими преимуществами пользуются участники СЭЗ при таможенном оформлении?
В соответствии со статьей 26 Закона Республики Казахстан «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» (далее - Закон), территория специальной экономической зоны, является зоной таможенного контроля, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
«Свободная таможенная зона» - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Участие таможенных органов в деятельности СЭЗ?
Особенности совершения таможенных операций на территории СЭЗ регламентированы Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В соответствии со статьей 11 Соглашения, под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами (участниками) на территории СЭЗ, в целях осуществления предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ.
Товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под эту таможенную процедуру рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза, для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. В связи с этим они находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут помещаться товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, и товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза.
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Таможенного союза.
Согласно ст. 14 Соглашения, ввоз товаров на территорию СЭЗ, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе, а вывоз товаров с территории СЭЗ, осуществляется с разрешения таможенного органа. Таможенные органы вправе осуществлять идентификацию товаров, ввозимых на территорию СЭЗ, в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза.
Резидент ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах таможенному органу. Любые изменения, происходящие с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны отражаться в учетных документах.
Приказом Председателя КТК МФ РК от 20.06.2012г. №СШ-14 был создан таможенный пост «Специальная экономическая зона «Сарыарка» со штатной численностью 11 человек.
С учетом категории т/п СЭЗ «Сарыарка», данный пост совершает таможенные операции, связанные с таможенной очисткой и выпуском в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу любым видом транспорта и предназначенных для размещения и (или) использования на территории специальной экономической зоны.
На какой срок создаются СЭЗ?
В соответствии со статьей 8 Закона СЭЗ могут создаваться на срок до 25 лет. Срок действия каждой СЭЗ определяется соответствующим Указе Президента о создании данной СЭЗ.
Земельные участки, на которой создается СЭЗ и предназначенные для осуществления приоритетных видов деятельности, предоставляются во временное возмездное землепользование (аренду) участнику СЭЗ в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан на срок создания СЭЗ. Обычно СЭЗ ликвидируется после завершения его срока. В случае, когда участники СЭЗ не достигают установленных целевых индикаторов, СЭЗ досрочно упраздняется Президентом РК по представлению Правительства.