О некоторых вопросах исчисления земельного налога и платы за пользование земельными участками
О некоторых вопросах исчисления земельного налога и платы за пользование земельными участками
Согласно пункту 1 статьи 497 Кодекса РК от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в целях налогообложения все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и принадлежности к соответствующим категориям.
Статьей 1 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года № 442-II (далее - Земельный кодекс) установлено, что земельный фонд Республики Казахстан подразделяется на категории в соответствии с целевым назначением.
Согласно пункту 2 статьи 1 Земельного кодекса земли, указанные в пункте 1 статьи 1 Земельного кодекса, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием земель (территории).
В соответствии с пунктом 3 статьи 107 Земельного кодекса земли населенных пунктов делятся на следующие функциональные зоны: жилищная, социальная, коммерческая, иная. В иную зону входят, в том числе земли сельскохозяйственного использования.
Согласно пункту 2 статьи 109 Земельного кодекса земельные участки из земель сельскохозяйственного использования населенных пунктов не могут быть предоставлены на праве частной собственности для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, ведения подсобного сельского хозяйства, огородничества и животноводства.
Таким образом, данная норма запрещает предоставление указанных земель в частную собственность, а во временное возмездное землепользование (аренду) для сельскохозяйственных целей они могут быть предоставлены.
Вместе с тем, согласно пункту 6 статьи 108 Земельного кодекса включение земельных участков в черту города, поселка, села не влечет прекращения права собственности или права землепользования на эти участки.
Также, в соответствии с пунктом 3-2 статьи 97 Земельного кодекса, не допускается изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства, за исключением случаев расширения земель населенных пунктов в соответствии с генеральными планами (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью до пяти тысяч человек).
При этом пунктом 1 статьи 109 Земельного кодекса установлено, что целевое назначение земельных участков населенных пунктов определяется в соответствии с функциональными зонами, предусмотренными пунктом 3 статьи 107 Земельного кодекса.
Порядок изменения целевого назначения земельного участка регулируется статьей 49-1 Земельного кодекса, где указано, что изменение целевого назначения земельного участка относится к компетенции соответствующих местных исполнительных органов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 497 Налогового кодекса земельный налог исчисляется на основании:
1) идентификационных документов: акта на право собственности, акта на право постоянного землепользования, акта на право безвозмездного временного землепользования;
2) данных государственного количественного и качественного учета земель по состоянию на 1 января каждого года, предоставленных центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами.
Статьей 503 Налогового кодекса предусмотрены базовые ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливаемые в расчете на один гектар и дифференцируются по качеству почв.
На основании вышеизложенного, считаем, что налогоплательщик, получивший на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения до перевода таких земель в земли сельскохозяйственного использования населенных пунктов, исчисление земельного налога производит по базовым ставкам, установленным статьей 503 Налогового кодекса.
Вместе с тем, при изменении целевого назначения такого земельного участка налогообложение осуществляется в зависимости от их целевого назначения и принадлежности к соответствующим категориям.
По вопросу порядка исчисления платы за пользование земельными участками при предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного использования населенных пунктов во временное возмездное землепользование (аренду) для сельскохозяйственных целей сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 564 Налогового кодекса сумма плата за пользование земельными участками (далее - плата) взимается по земельным участкам, полученным во временное возмездное землепользование (аренду), исчисляется на основании договоров временного возмездного землепользования, заключенных с уполномоченным органом по земельным отношениям.
Согласно пункту 2 статьи 563 Налогового кодекса ставки платы по земельным участкам, за исключением участков недр, предоставленному на основании лицензии на разведку или добычу твердых полезных ископаемых, устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога без учета положений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 510 Налогового кодекса.
Пунктом 3 статьи 564 Налогового кодекса установлено, что размер платы по земельным участкам, полученным во временное возмездное землепользование (аренду), устанавливается не ниже размера суммы земельного налога, рассчитанного по таким земельным участкам в соответствии с Налоговым кодексом.
Согласно постановлению Правительства РК от 2 сентября 2003 года № 890 «Об установлении базовых ставок платы за земельные участки при их предоставлении в частную собственность, при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду, а также размера платы за продажу права аренды земельных участков» базовая ставка платы за земельные участки при сдаче государством или государственными землепользователями в аренду установлена в размере земельного налога, исчисленного по земельному участку в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
При этом размер ежегодной арендной платы за земельный участок устанавливается в пределах 100-120% от базовой ставки платы за земельный участок при сдаче в аренду.
На основании изложенного, считаем, что размер платы при предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного использования населенных пунктов во временное возмездное землепользование (аренду) для сельскохозяйственных целей, устанавливается не ниже размера суммы земельного налога, рассчитанного по таким земельным участкам по базовым ставкам, установленным статьей 503 Налогового кодекса.
Аналогично устанавливается размер платы по земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, полученным налогоплательщиком в аренду до перевода таких земель в земли сельскохозяйственного использования населенных пунктов.