О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита
О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита
Департамент государственных доходов по Павлодарской области представляет следующую разъяснительную информацию.
Решением Коллегии ЕЭК от 13 декабря 2017 года № 170 утверждены:
Порядок совершения таможенных операций, связанных с продлением срока таможенного транзита;
Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров;
Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на разгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории Евразийского экономического союза, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций;
Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на осуществление разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами Евразийского экономического союза, перевозимыми (транспортируемыми) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, а также на замену транспортных средств, перевозящих (транспортирующих) такие товары, на территориях государств, не являющихся членами Союза, или с уведомлением таможенного органа о совершении таких операций;
Порядок совершения таможенных операций при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, возникших при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
Порядок совершения таможенных операций, связанных с завершением и прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита.
Решением также установлено, что в отношении товаров Союза, классифицируемых в группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС, транспортируемых с одной части территории ЕАЭС на другую часть территории Союза через территории третьих стран или морем при осуществлении их перевалки, предельный срок перевозки таких товаров от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения, не может превышать срок, определяемый из расчета 2 тысячи километров за 3 месяца.
Чуть ранее Решением Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 года № 138 были определены особенности применения таможенной процедуры транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде. В Решении говорится о том, что процедура таможенного транзита применяется с учетом того, что разобранный товар может декларироваться путем подачи нескольких транзитных деклараций в отношении компонентов этого товара, которые указаны в качестве таких компонентов в предварительном решении о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, либо в решении о классификации товара с указанием кода в соответствии с товарной номенклатурой, соответствующего коду разобранного товара в комплектном или завершенном виде, указанному в соответствующем предварительном решении о классификации или решении о классификации. Таможенное декларирование компонентов осуществляется в течение срока действия предварительного решения о классификации либо решения о классификации.
Эксперты считают, что существуют проблемы применения данного Решения, поскольку сложилась некоторая негативная практика. Приграничные таможенные органы стали требовать предоставления классификационных решений в случаях:
- одновременного предъявления на границе всех компонентов товара, ввозимого на разных транспортных средствах;
- ввоза товара в разобранном виде, находящегося в одном транспортном средстве;
- ввоза товара через территорию одной страны-участницы Союза (например, при оформлении транзита с Балтийской таможни до внутреннего таможенного органа).
Касательно применения этого Решения есть разъяснения ЕЭК, которые четко оговаривают, что Решением не предусмотрена необходимость обязательного использования и предоставления классификационных решений.
Требование таможенного органа о предоставлении классификационных решений правомерно только в случае, когда в отношении компонентов разобранного товара применяется код ТН ВЭД готового изделия.
Данное Решение не применяется при перевозках по территории одного государства-члена Союза и при одномоментном помещении компонентов разобранного товара под транзит по одной транзитной декларации. (в этих случаях в уведомлении о прибытии достаточно указывать код на уровне 6 первых знаков).
Решения по классификации и таможенной стоимости
Принято много решений, касающихся вопросов классификации товаров и таможенной стоимости. В частности, Решением от 23 января 2018 года № 10 изменен порядок принятия Евразийской экономической комиссией решений о классификации отдельных видов товаров (изменения внесены в Решение Коллегии ЕЭК от 2 декабря 2013 года № 284).
Таким образом, теперь Комиссия принимает решение о классификации по собственной инициативе в случае, если ею была выявлена различная классификация товаров в классификационных решениях таможенных органов государств - членах Союза.
Решением от 17 апреля 2018 года № 58 утверждена форма предварительного решения о классификации товаров.
Решением от 19 июня 2018 года № 103 утвержден новый Порядок отложенного определения таможенной стоимости, который определяет случаи отложенного определения таможенной стоимости; особенности применения 1-го метода определения таможенной стоимости при использовании отложенного определения таможенной стоимости; срок, на который допускается отложить заявление точной величины таможенной стоимости; описаны особенности таможенного контроля предварительной величины таможенной стоимости товаров и точной величины таможенной стоимости товаров.
Решением от 16 октября 2018 года № 160 установлены случаи, при которых заполняется декларация таможенной стоимости, и утверждены формы ДТС-1 и ДТС-2, а также порядок заполнения декларации таможенной стоимости в виде электронного документа и в виде документа на бумажном носителе. Декларация таможенной стоимости заполняется, если:
Существует взаимосвязь между продавцом и покупателем товаров, а таможенная стоимость определена по методу 1.
Добавляются лицензионные и иные подобные платежи.
Применяется процедура отложенного определения таможенной стоимости товаров.
Внесение изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров (за исключением технических ошибок).
По требованию таможенного органа (при проведении таможенного контроля ТС и запросе коммерческих, бухгалтерских и др. документов).
По инициативе декларанта
Немногим ранее, Решением от 22 мая 2018 года № 83 были определены единые правила расчета дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров.
Решения по стране происхождения товаров
Решением Совета ЕЭК от 14 июня 2018 года № 60 утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. В этом решении даны определения понятий, используемых в Решении, критерии и особенности определения происхождения товаров, перечислены условия предоставления преференций и как подтверждаются запрошенные преференции. Документ вступит в силу 16 января 2019 года.
Решением Совета ЕЭК от 13 июля 2018 года № 49 утверждены непреференциальные правила происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза. Это решение вступает в силу уже 12 января 2019 года.
Уполномоченный экономический оператор
Очень много сделано по институту Уполномоченного экономического оператора (УЭО):
- утверждена форма и порядок заполнения заявления на включение в реестр УЭО (Решение Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года № 128).
- утверждена форма свидетельства о включении в реестр УЭО (Решение Коллегии ЕЭК от 26 сентября 2017 года № 129).
- утверждена форма реестра УЭО (Решения Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2017 года № 186, №187).
Реализованы полномочия Комиссии по условиям включения лица в реестр УЭО:
- установлен порядок определения финансовой устойчивости и значения характеризующее финансовую устойчивость юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО (Решение Совета ЕЭК от 15 сентября 2017 года № 65);
- определены единые требования к сооружениям, помещениям, открытым площадкам, на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, проведение таможенного контроля;
- определены требования к транспортным средствам международной перевозки товаров;
- определены требования к работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО (по последним трем пунктам - Решение Коллегии ЕЭК от 3 октября 2017 года № 131).
Планы ЕЭК на 2019 - 2020 годы
Также коснемся вопросов, которые планирует Комиссия урегулировать в 2019 - 2020 годах.
В ближайших планах список очень актуальных вопросов, таких как:
- особенности заполнения ДТ при перемещении товаров в несобранном или разобранном, некомплектном или незавершенном виде;
- особенности заполнения декларации в отношении товаров, заявленных к выпуску до подачи ДТ;
-порядок проверки таможенных и иных документов и сведений в отношении декларации на товары, выпуск которых осуществлялся до подачи ДТ;
- форма, структура и порядок заполнения сертификата обеспечения; определить сроки действия сертификата обеспечения и порядок его использования;
- перечни товаров, в отношении которых не применяются отдельные таможенные процедуры: таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории;
- определить случаи и установить Порядок признания результатов таможенной экспертизы, проведенной в одном государстве Союза таможенными органами других Союзных государств;
- актуализация классификаторов, используемых для заполнения таможенных документов (Переработка Решения КТС от 20 сентября 2010 года № 378);
- определение случаев и порядка использования транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов в качестве декларации на товары (переработка Решения КТС от 20 мая 2010 года № 263).
Принятие и утверждение новой формы декларации на транспортное средство и Порядка ее заполнения
Комиссия считает, что Решение от 20 мая 2010 года № 257, а именно Инструкция по заполнению декларации на товары требует концептуальной переработки. Ввиду этого в конце 2019 - в 2020 году планируется принятие и утверждение новой формы и нового порядка заполнения декларации на товары.
Предварительное информирование
1 октября 2018 года должны были вступить в силу четыре Решения Коллегии ЕЭК, утверждающие порядок представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию, однако их вступление в силу новых Порядков перенесено на 1 июля 2019 года.
Решение Коллегии ЕЭК от 10 апреля 2018 года № 51 «Об утверждении Порядка представления ПИ о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом».
Решение Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 года № 56 «Об утверждении Порядка представления ПИ о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным транспортом».
Решение Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 года № 57 «Об утверждении Порядка представления ПИ о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС железнодорожным транспортом».
Решение Коллегии ЕЭК от 24 апреля 2018 года № 62 «Об утверждении Порядка представления ПИ о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС воздушным транспортом».
Как известно, обязательное ПИ у нас начало работать с 2011 года, сначала на автомобильном транспорте, затем на железнодорожном, в 2017 было введено обязательное предварительное информирование для воздушного транспорта. В общем, все уже привыкли и считают это правильным и удобным. Сейчас ПИ может подавать любое заинтересованное лицо, но обычно это делает именно перевозчик. В новых Порядках сведения, передаваемые с целью предварительного информирования, будут состоять из двух блоков.
Первый блок - информация «для ввоза» будет подаваться перевозчиком или лицом, действующим по его поручению.
Второй блок информации - для ускорения проведения таможенных операций - будет подавать декларант или другое лицо, обладающее полномочиями в отношении ввозимых товаров.
Таким образом, появляются ответственные лица, которые, по всей видимости, уже будут отвечать за предоставленные сведения. Продолжается налаживание информационного взаимодействия различных ведомств государственного контроля. Предварительное информирование - это важно, это часть системы электронной таможни, оно должно обеспечивать скорость и качество совершения таможенных операций, в его успешной реализации мы, как участники ВЭД, должны быть заинтересованы. А время все расставит на свои места. Реализация этих решений по порядку представления, регистрации и использования ПИ скоро начнется.