Об изменениях по государственным закупкам в 2019 году
Об изменениях по государственным закупкам в 2019 году
26 декабря 2018 года подписан Закон РК № 202-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора», который вводится в действие с 1 января 2019 года.
Основными новшествами Закона являются:
Упрощение госзакупок
Первое, увеличивается пороговая сумма закупок работ и услуг способом из одного источника со 100 МРП до 500 МРП.
Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам.
В основном эта норма коснётся заказчиков с небольшими бюджетами (детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых).
В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличивается до 3-х тыс. МРП (6 807 000 тенге.).
Для сельских акиматов данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок.
Второе, в закупках способом запроса ценовых предложений (в закупках до 1 000 МРП или до 2 405 000 тенге) заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров.
Данное положение позволит заказчикам закупать более качественные товары.
Это обосновано тем, что сейчас в закупках способом запроса ценовых предложений имеется большая проблема поставки некачественных товаров, как правило, это контрафактная продукция. Такая продукция в целом соответствует техническим характеристикам, указанным в технической спецификации. Однако, после приемки товаров и его эксплуатации они выходят из строя.
Повышение квалификации
Первое, решается вопрос демпинга. Теперь дается четкое понятие «демпинговая цена» и ее недопущение.
Сейчас есть проблемы, когда участники закупок в погоне за контрактами необоснованно снижают цены, что влечет ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Второе, в настоящее время появилась целая когорта «профессиональных жалобщиков», «троллей», для которых обжалование стало инструментом незаконной выгоды от срыва госзакупок.
Как правило, такие «профессиональные жалобщики» без намерения участия в закупках подают заявки в целях получения доступа к информации других участников в рамках взаимного просмотра.
Для исключения таких ситуаций предлагается:
1) запретить потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников;
2) не рассматривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации;
3) не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц (не принимавших участие в закупках).
Третье, устанавливается платность услуг использования (доступа) веб-портала государственных закупок.
Сокращение закупок из одного источника
Первое, из 53 оснований закупок из одного источника исключаются 5 случаев:
1) приобретения права природопользования;
2) приобретения ценных бумаг, доли в уставном капитале юридических лиц;
3) приобретения для осуществления монетарной деятельности, а также по управлению Национальным фондом РК и пенсионными активами;
4) приобретения товаров, работ, услуг, осуществляемого в соответствии с международными договорами РК, по перечню, утвержденному Правительством РК, а также в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемых международными организациями, членом которых является Республика Казахстан;
5) приобретения услуг по проведению технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народа Республики Казахстан.
Второе, устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся.
Это позволит сократить закупки из одного источника.
См. также Внесены изменения в Правила осуществления государственных закупок