Лента новостей
0

Что необходимо знать заемщику, если к нему обратилось коллекторское агентство

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 12.03.2019 06:57 Фото: zakon.kz

Что необходимо знать заемщику, если к нему обратилось коллекторское агентство

 

Национальный Банк РК напоминает, что с 2017 года деятельность коллекторских агентств регулируется положениями Закона РК «О коллекторской деятельности».

В соответствии с данным Законом государственное регулирование и контроль за деятельностью коллекторских агентств осуществляются Национальным Банком Республики Казахстан.

В соответствии с положениями Закона коллекторское агентство - это организация, которая взыскивает задолженность по займам банков второго уровня (банки) или микрофинансовых организаций (далее - МФО).

Необходимо знать, что коллекторское агентство вправе осуществлять свою деятельность только после прохождения учетной регистрации в Национальном Банке и включения его в Реестр коллекторских агентств. Со списком коллекторских агентств можно ознакомиться на сайте Национального Банка в разделе «Реестр разрешений и уведомлений».

Взыскание осуществляется на основании договора взыскания задолженности и возможно только при наличии в договоре банковского займа или договоре о предоставлении микрокредита права банка и МФО на привлечение третьих лиц. При этом МФО запрещено привлекать коллекторское агентство для взыскания задолженности по договору, заключенному с физическим лицом, и обеспеченному залогом в виде жилища.

Кроме того, банки и МФО при наличии согласия заемщика вправе уступить право требования по займу, микрокредиту или иными словами «продать» заем, микрокредит, коллекторскому агентству. В таких случаях коллекторское агентство становится новым кредитором, и обязано соблюдать условия уступленного договора, а также все законодательные требования и ограничения, предъявляемые к банкам и МФО. Банки вправе уступить права требования только при наличии у заемщика просрочки по договору банковского займа более 90 дней, а по ипотечному займу физического лица, - более 180 дней.

При этом МФО вправе уступать права требования при наличии просрочки более 90 дней, и не вправе - по микрокредиту, выданному физическому лицу, в обеспечение которого предоставлено жилище.

В период осуществления коллекторской деятельности в отношении должника банки и МФО не вправе:

- обращаться с иском в суд о взыскании его задолженности;

- требовать выплаты вознаграждения, комиссий и иных платежей, начисленных в период нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства, а также начислять в указанный период неустойку.

Особо важными для заемщиков являются положения Закона о коллекторской деятельности, устанавливающие требования к порядку взаимоотношений коллекторских агентств с должниками.

Сотрудник коллекторского агентства при первичном контакте с должником обязан представиться, сообщить наименование кредитора и контакты коллекторского агентства, номер учетной регистрации в Реестре коллекторских агентств, информацию о задолженности.

Полная информация о порядке осуществления коллекторской деятельности установлена в статье 5 Закона о коллекторской деятельности».

Взаимодействие коллекторского агентства с должником разрешается в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни, не более 1 раза в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни при личном контакте по инициативе коллекторского агентства и не более 3 раз в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни посредством телефонных переговоров.

Коллекторскому агентству категорически запрещено применять недобросовестные действия при взаимодействии с должниками, такие как, угроза, оскорбление, шантаж, введение в заблуждение, а также разглашать коммерческую или иную охраняемую законами Республики Казахстан тайну.

В 2018 году в отношении коллекторских агентств было применено 5 санкций в виде наложения и взыскания административных штрафов и 14 ограниченных мер воздействия. В случае, если коллекторским агентствами нарушены Ваши права или требуется консультация, то Вы можете обратиться в Национальный Банк либо его территориальные филиалы.

Для получения консультации можно обратиться в Общественную приемную Национального Банка по адресу:

г. Алматы, ул. Айтеке би, 67 либо позвонив по телефону +7 (727) 2 788 104 (вн. тел 5399);

г. Астана, ул. Бейбитшилик, 21, телефон: +7 (7172) 70 33 33.

Контактная информация Общественных приемных Национального Банка в других городах размещена на сайте Национального Банка.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: