О системе управления рисками
О системе управления рисками
Департамент государственных доходов по Кызылординской области представляет следующую информацию о системе управления рисками:
Налоговым риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.
Выявление и предупреждение риска возложены на налоговые органы и представляет собой Систему Управлениями Рисками (далее-СУР). СУР основана на оценке рисков и применяемых контрольно-административных мер по устранению налогового риска.
СУР преследует следующие цели:
- сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов,
- увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения,
- минимизация налогового контроля в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), по деятельности которых определена низкая степень риска.
Работа СУР заключается в следующем:
1. Налоговые органы в ходе налогового администрирования осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента).
2. На основании результатов такого анализа налоговыми органами осуществляется:
- категорирование налогоплательщиков (налоговых агентов) путем отнесения их деятельности к категориям низкой, средней или высокой степени риска,
- дифференцированное применение мер налогового администрирования в случаях, установленных настоящим Кодексом.
3. СУР используется при осуществлении налогового администрирования и может осуществляться с применением информационной системы управления рисками.
СУР основана на оценке степени риска. Критериями степени риска является совокупность признаков, по которым производится оценка налогоплательщиков (налоговых агентов) и последующее их категорирование по низкой, средней или высокой степеням риска.
В связи с этим, одним из вводных задач СУР текущего года является работа по отнесению налогоплательщиков к категориям низкой, средней или высокой степени риска. Цель - группировать налогоплательщиков на категории степени риска и соответственно дифференцированное применение мер налогового администрирования по ним.
По данным СУР на сегодняшний день из 54 870 налогоплательщиков, зарегистрированных по области, отнесено к категориям: низкой - 17 023 (31,0%), средней - 36 919 (67,3%) и высокой - 928 (1,7%) степени риска.
В «Кабинете налогоплательщика» в доступном порядке можете ознакомиться с определением оценки степени риска налогоплательщиков по 13 критериям:
· «Налоговая нагрузка»
· «Среднемесячная заработная плата на одного работника»
· «Отражаемые в налоговой отчетности суммы расходов и доходов»
· «Сделки с налогоплательщиками, имеющими взаиморасчеты с лицами, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость, в том числе ликвидированными, бездействующими, банкротами»
· «Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов»
· «Многократное внесение изменений и дополнений в ранее представленную налоговую отчетность»
· «Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля»
· «Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы»
· «Участие в налоговом мониторинге»
· «Применение налогоплательщиком контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных»
· «Выписка счетов-фактур в электронном виде»
· «Использование налогоплательщиком стандартного файла проверки»
· «Применение контрольного счета по налогу на добавленную стоимость».
СУР дважды в год будет определять к какой степени риска отнесен налогоплательщик. Информация по результатам будет направлена налогоплательщику через web-приложение «Кабинет налогоплательщика».
Данное нововведение СУР по принципу справедливости способствует осуществлять постоянный контроль за деятельностью субъектов-налогоплательщиков с высокой степенью риска и не беспокоит контрольно-административными мерами добросовестных налогоплательщиков с низкой степенью риска.