Стимулирование вывода субъектов малого предпринимательства «из тени»
Стимулирование вывода субъектов малого предпринимательства «из тени»
Завышенную стоимость тарифов на коммунальные услуги для МСБ, увеличение ответственности работодателя за пострадавших на производстве работников без учета их вины, разницу в подушевом финансировании дошкольных учреждений в рамках ГЧП, создание подкомитета развития малого и среднего бизнеса обсудили 9 сентября на заседании Регионального совета ПП ВКО под председательством Асемкана Дускужанова, передает пресс-служба НПП РК «Атамекен».
ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ
О проблеме тарифообразования в сфере коммунальных услуг для субъектов малого и среднего бизнеса рассказал заместитель директора Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев. Он сообщил, что в РПП поступают многочисленные обращения представителей малого бизнеса, не согласных с завышенными ценами на общественно значимые услуги субъектов естественных монополий.
Как известно, при согласовании дифференцированных тарифов на коммунальные виды услуг утверждаются две группы потребителей: «население» и «прочие потребители». При этом разница в тарифах между двумя этими группами является колоссальной, более того - данное расхождение увеличивается с каждым годом. Как следствие субъекты малого предпринимательства и предприятия, оказывающие социально значимые услуги для населения, вынуждены производить оплату за коммунальные услуги как крупный бизнес, хотя их товары и услуги не конкурентоспособны по цене. Причина этому - отсутствие в утвержденной методологии расчета тарифов разделения на малый, средний и крупный бизнес.
«Так, для категории «прочие потребители» без общедомовых приборов учета теплоэнергии АО «УК ТЭЦ» прирост с 2016 по 2019 годы составил 83%, с приборами учета - 9%. В то же время для категории «население» без общедомовых приборов учета прирост составил 39%, а с приборами учета вообще снизился на 30%», - привел пример Кайрат Мамырбаев.
Такая же тенденция наблюдается в тарифообразовании других субъектов естественных монополий. В частности в тарифах ГКП «Оскемен Водоканал» между двумя группами категорий разница составляет более 3 раз, или 332%.
Учитывая, что вид и качество услуг субъектов естественных монополий, оказывающих коммунальные услуги, остаются неизменными, в Палате предпринимателей ВКО намерены при содействии Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК, Совета по тарифной политике и центрального аппарата НПП РК «Атамекен» разработать предложения для Правительства РК о внесении изменений в методологию расчета тарифов. По мнению ПП ВКО, тарифы на коммунальные услуги для субъектов МСБ должны рассчитываться в отдельной от крупного бизнеса группе потребителей.
Регсовет поддержал инициативу ПП ВКО, а также внес собственное предложение в данной связи.
«Мы сегодня находим крайних, последних. Но все процессы откуда идут в тарифообразовании? - От источников. Но у нас почему-то табу, запрет ту сторону трогать. Мы когда с антимонопольной службой вопросы пытаемся решать, фактически они все делают только формально. Если законодательно это закреплено - никакие претензии им предъявить нельзя. Вероятно, процедура не так построена. Поэтому я думаю, что задача Национальной Палаты «Атамекен» - не поверхностно видеть, а искать глубинную причину проблемы», - высказал общее мнение член РС Сеилжан Сайлаубаев.
СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
Второй рассматриваемый вопрос касался внесения изменений и дополнений в Закон РК «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей». Данный законопроект поступил в ПП ВКО и был распространен среди предпринимателей, членов Регсовета и общественных объединений области.
Разработчик проекта предложил внести изменения по нескольким позициям.
Это, во-первых, отмена удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов из страховых выплат пострадавшего, а в случае утраты трудоспособности работника по достижении им пенсионного возраста работодатель должен продолжать производить выплаты на содержание последнего вплоть до его смерти.
Во-вторых - исключение учета вины пострадавшего работника при расчете страховой выплаты, то есть даже при наличии грубой неосторожности самого работника полная ответственность за причиненный вред будет возложена на работодателя.
В-третьих - введение административной ответственности за не заключение договора обязательного страхования или за неуплату страховой премии по договору, а именно штраф для малого бизнеса составит 160 МРП, для среднего бизнеса - 400 МРП, для крупного бизнеса - 1 000 МРП.
В-четвертых, будут увеличены поправочные коэффициенты с учетом изменений страховых тарифов.
В-пятых, вводится дополнительная компетенция уполномоченного госоргана по труду - профилактический контроль без посещения субъекта контроля, аналогичный камеральному контролю налоговых органов.
Проанализировав представленные изменения, юристы ПП ВКО сделали вывод, что они чрезмерно жестоки и несправедливы к работодателю. Согласились с ними и члены Регсовета, которые пришли к заключению о том, что человек в первую очередь сам должен отвечать за свою жизнь и здоровье, а в целом ответственность должна быть обоюдной с работодателем. Вносимые же поправки только усугубят положение, и бездельников станет еще больше - тех, кто умышленно причиняет себе вред для получения страховых выплат. Кроме того было отмечено, что инициировать изменения в данной сфере должно бизнес-сообщество, а не представители власти. В итоге членами РС принято решение выразить свое несогласие с вносимыми изменениями в Закон.
СОЗДАНИЕ КОМИТЕТА РАЗВИТИЯ МСБ
По решению Национальной Палаты предпринимателей РК «Атамекен» в настоящее время во всех областях Казахстана при Региональных советах РПП создаются подкомитеты развития малого и среднего бизнеса, основной задачей которых является стимулирование вывода субъектов малого предпринимательства «из тени» посредством применения комплексных мер, а также внедрения стимулирующих инструментов. Центральный Комитет уже успешно функционирует в столице, на его заседаниях поднимаются самые актуальные вопросы, обсуждаются системные проблемы малого и среднего бизнеса, разрабатываются комплексные меры и вносятся предложения по поддержке МСБ.
Одним из поводов к созданию подкомитетов в регионах является слабая осведомленность предпринимателей МСБ о вступивших в действие и обсуждаемых нормах законодательства. Между тем Нацпалата считает, что бизнес должен непосредственно участвовать в обсуждениях для формирования совместных рекомендаций и предложений касательно поднимаемых вопросов.
В Восточном Казахстане состав подкомитета сформирован из числа заинтересованных членов Регионального совета, а его председателем единогласно утвержден глава КХ «Гемма» Владимир Климов. Заседания коллегиального органа предложено проводить по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в месяц.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ГЧП
На сегодняшний день Восточно-Казахстанская область занимает первое место в стране по реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), большинство из которых относятся к сферам образования и здравоохранения. Однако, как считают в РПП, имеется большой перекос, мешающий бизнесу в развитии данного направления. К примеру, в сфере дошкольного образования и воспитания остро стоит проблема подушевого финансирования.
В Палату предпринимателей ВКО поступило коллективное обращение предпринимателей Усть-Каменогорска, Семея и Риддера, занимающихся дошкольным образованием. Они рассказали о том, что частные детские сады, заключившие договора ГЧП до 2019 года, получают подушевое финансирование на каждого ребенка в размере 24 471 тенге на одного ребенка. Между тем согласно новой утвержденной методике с 1 января текущего года размер подушевого финансирования составляет 28 648 тенге, но применяется он только в отношении договоров, заключенных в 2019 году. Получается, что участников Программы по развитию ГЧП поставили в неравные условия - разница в подушевом финансировании воспитанников дошкольных учреждений составляет 4 177 тенге. Как сообщила руководитель детского сада «Балапан» в городе Семей, сумма ее потерь варьируется от 1,5 до 2 млн тенге в месяц.
Поскольку ранее Палата предпринимателей ВКО обращалась с данным вопросом к МИО и не добилась положительного ответа, Регсовет принял решение направить письмо в прокуратуру Восточно-Казахстанской области с целью добиться уравнивания подушевого финансирования для предпринимателей, заключивших договора ГЧП в разные годы.
О том, какие подвижки будут иметь место в решении проблем, рассмотренных на заседании Регсовета, мы обязательно известим бизнес-сообщество Восточного Казахстана.