Как потенциальные поставщики попадают в реестр недобросовестных участников госзакупок
Как потенциальные поставщики попадают в реестр недобросовестных участников госзакупок
За 9 месяцев 2019 года количество поступивших исков об отмене решений уполномоченного органа о признании недобросовестным участником государственных закупок составило - 277, за 9 месяцев 2018 года - 159 исков. Таким образом, количество исков, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, выросло на 174 %, или на 118 исков, передает пресс-служба Министерства финансов РК.
Согласно закону РК «О государственных закупках» реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется на основании решения уполномоченного органа о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок.
Проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен победителем государственных закупок способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня поступления на веб-портал государственных закупок уведомления с приложением проекта договора о государственных закупках.
Кроме того, поставщик в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках обязан внести обеспечение исполнения договора о государственных закупках, а также сумму (при наличии).
При этом заказчик в течение двух рабочих дней со дня истечения срока внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках посредством веб-портала государственных закупок направляет поставщику уведомление о намерении расторгнуть данный договор. Если поставщик в течение трех рабочих дней со дня получения посредством веб-портала государственных закупок уведомления не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках, заказчик направляет уведомление о расторжении данного договора.
В случае, если потенциальный поставщик, признанный победителем, в сроки, установленные данным законом, не представил заказчику подписанный договор о государственных закупках, или, заключив договор о государственных закупках, не внес обеспечение исполнения договора о государственных закупках и (или) сумму, то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках.
В случае, если потенциальный поставщик, признанный победителем либо занявший второе место, в сроки, установленные законом, не подписал посредством веб-портала договор о государственных закупках, такой потенциальный поставщик автоматически включается в реестр недобросовестных участников государственных закупок.
Также в случае уклонения потенциального поставщика от подписания договора о государственных закупках на бумажном носителе в установленные сроки либо уклонения поставщика от заключения договора о государственных закупках путем невнесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках и (или) суммы, заказчик в течение трех рабочих дней со дня уклонения от заключения договора о государственных закупках представляет посредством веб-портала уполномоченному органу сведения о таком потенциальном поставщике или поставщике в электронном виде.
При этом потенциальный поставщик, уклонившийся от заключения договора путем невнесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках и (или) суммы, включается в реестр недобросовестных участников государственных закупок решением уполномоченного органа.
Таким образом, одной из функций Комитета являются принятие решений о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками:
автоматически посредством веб-портала, в случае если потенциальный поставщик, признанный победителем, в сроки, установленные законом, не подписал посредством веб-портала договор о государственных закупках (п. 3 ст. 43 закона);
на основании заявки заказчика в случае уклонения поставщика от заключения договора путем невнесения обеспечения исполнения договора и (или) суммы в соответствии со статьей 26 закона) (п. 9 ст. 43 закона).
В этой связи с 1 января 2016 года потенциальными поставщиками обжалуются в Специализированный межрайонный экономический суд решение Комитета о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок и включение в РНУ.
Основанием исключения из реестра недобросовестных участников государственных закупок сведений о недобросовестном участнике государственных закупок, является наличие вступившего в законную силу судебного акта об отмене решения о признании недобросовестным участником государственных закупок либо о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы.
Количество приказов Комитета по государственным закупкам о признании потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок и включение в РНУ за уклонение потенциального поставщика от заключения договора о государственных закупках в связи с неподписанием договора о государственных закупках составили за: 2016 год - 2874, 2017 год - 5355 и 2018 год - 6783.
За уклонение поставщика от заключения договора о государственных закупках в связи с невнесением обеспечения исполнения договора о государственных закупках или суммы, составили за: 2016 год - 82, 2017 год - 151 и 2018 год - 411.
За 9 месяцев 2019 года количество поступивших исков об отмене решений уполномоченного органа о признании недобросовестным участником государственных закупок, составило - 277, за 9 месяцев 2018 года - 159 исков.
Таким образом, количество исков, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, выросло на 174 %, или в номинальном выражении на 118 исков.
Рассмотрено в судах по данной категории на 44 иска больше, чем за 9 месяцев 2018 года (за 9 месяцев 2018 г./2019 г. - 131/175 исков).
В целях недопущения роста обжалования в суд приказа уполномоченного органа потенциальными поставщиками, признанными победителями государственной закупки, следует соблюдать требования закона о государственной закупке.