Анализ эффективности действующих мер поддержки предпринимательства в рамках Налогового кодекса
Анализ эффективности действующих мер поддержки предпринимательства в рамках Налогового кодекса
В настоящее время в Казахстане уделяется большое внимание развитию и поддержке малого и среднего бизнеса. Во многих законодательных актах и нормативных документах вводятся правила и нормы для применения существующих и введения новых мер поддержки, сообщает Департамент государственных доходов по Восточно-Казахстанской обл.
В том числе и в рамках Налогового кодекса осуществляется налоговая политика, являющаяся совокупностью мер по установлению новых и отмене действующих налогов и платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков (ст. 11 Налогового кодекса).
Уполномоченный орган в области налоговой политики, осуществляет анализ эффективности применения налоговых льгот в соответствии с порядком, определенным Правительством Республики Казахстан.
В настоящее время, в качестве мер поддержки бизнеса применяются следующие статьи Налогового кодекса:
1) пп. 23 п. 2 ст. 225 «В целях налогообложения в качестве дохода не рассматривается стоимость услуг, полученных за счет бюджетных средств в виде государственной нефинансовой поддержки субъектов предпринимательства в соответствии с государственной программой в области развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан, программами, утвержденными Правительством Республики Казахстан, оператором которых является Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан»;
2) пп. 38 ст. 394 «Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники при одновременном соблюдении следующих условий: в состав реализуемого транспортного средства и (или) сельскохозяйственной техники входят ранее ввезенные сырье и (или) материалы, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 15) пункта 1 статьи 399 или подпунктом 4) пункта 2 статьи 451 Налогового кодекса; ввоз сырья и (или) материалов в составе реализуемого транспортного средства и (или) сельскохозяйственной техники осуществлен юридическим лицом, реализующим указанные транспортные средства и (или) сельскохозяйственную технику; транспортные средства и (или) сельскохозяйственная техника включены в перечень транспортных средств и сельскохозяйственной техники, реализация которых освобождается от налога на добавленную стоимость, утвержденный уполномоченным органом …».
За 9-ть месяцев 2019 года, от субъектов агропромышленного комплекса, наблюдается рост поступлений, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, по налогам и обязательным платежам в бюджет.
Например, по КБК 104501 «Единый земельный налог» наблюдается рост поступлений на 6,3 млн тенге или 121,2%. При этом так же наблюдается рост поступлений по КБК 101110 «Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора» в сумме 69,1 млн тенге; по КБК 105101 «HДС на товары внутреннего производства» рост составил 101,0 млн тенге.
Так же от субъектов малого и среднего бизнеса наблюдается рост поступлений по КБК 101110 «Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора», рост составил 1 604,3 млн тенге или 119,5%.
Высвобожденные от налогообложения доходы, в результате применения мер поддержки малого и среднего бизнеса, предприниматели направляют на дальнейшее развитие бизнеса, закуп современного оборудования и увеличение размера заработной платы наемных работников, что доказывает эффективность применяемых мер и успешную реализацию политики Президента Республики Казахстан К. Токаева по улучшению благосостояния граждан.