Инструменты налогового контроля
Инструменты налогового контроля
Департамент государственных доходов по Восточно-Казахстанской области сообщает, что в рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года Министерством финансов реализуется ряд проектов, направленных на цифровизацию налогового администрирования.
Одним из эффективных инструментов сокращения доли теневой экономики и соответствующего увеличения налоговых поступлений в бюджет является сквозной мониторинг движения товара от импорта или производства до его конечной реализации на территории Республики Казахстан.
Разработанная система сквозного мониторинга, касающаяся вопросов администрирования НДС, содержит несколько информационных проектов:
- информационная система электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ);
- модуль «Виртуальный склад»;
- «администрирование НДС с применением контрольного счета НДС».
Введение ИС ЭСФ
С 2014 года у налогоплательщиков появилась возможность выписки электронных счетов-фактур на добровольной основе.
Начиная с 2016 года введен поэтапный переход налогоплательщиков на обязательность выписки электронных счетов-фактур, а с 2019 года все плательщики НДС, а также налогоплательщики, осуществляющие реализацию импортированных товаров, обязаны выписывать счета-фактуры через ИС ЭСФ, что предусмотрено статьей 412 Налогового кодекса.
Данная мера позволяет произвести полный анализ нескольких уровней поставщиков и их контрагентов при реализации и покупке товаров, работ и услуг в суммовом и количественном выражении.
Кроме того, в целях контроля за выпиской ЭСФ недобросовестными налогоплательщиками, с 18 октября 2019 года введены в действие Правила по совершенствованию администрирования НДС, предусматривающие условия ограничения доступа к ИС ЭСФ налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска.
Введение модуля «Виртуальный склад»
С 2018 года в ИС ЭСФ поэтапно для определенных видов товаров реализуется модуль «Виртуальный склад», который учитывает движение и остатки товаров и является дополнительным инструментом для администрирования НДС.
Так, на 1 октября 2019 года список товаров, подлежащих обязательному учету на Виртуальном складе содержит следующие группы товаров: автомобили, сахар-сырец, холодильное оборудование, мониторы, проекторы, товары, в случае использования плательщиками НДС контрольных счетов, пылесосы, электрические нагревательные сопротивления и фотокамеры.
Данный модуль позволяет осуществлять автоматический контроль всей цепочки продаж товара, начиная от его импорта и заканчивая реализацией конечному потребителю.
При этом система выявляет сведения по недостоверности декларирования количества и стоимости товаров, что приводит к дополнительным мерам контроля по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности.
Введение контрольного НДС-счета
С 2019 года введен контрольный НДС-счет для возврата НДС по приобретенным товарам в Республике Казахстан.
Суть введения данной нормы заключается в том, что стоимость оплаты за товар разделяется на два платежа - стоимость товара без НДС зачисляется поставщику, а приходящаяся сумма НДС зачисляется на контрольный счет по НДС.
Контрольный счет НДС открывается плательщиками НДС в банках второго уровня для учета движения расчетов по НДС.
Далее использование средств с контрольного счета НДС возможно на:
- уплату НДС в бюджет (в том числе на импорт и НДС за нерезидента);
- уплату НДС поставщикам товаров;
- уплаты НДС покупателями товаров.
Таким образом, расчеты по сумме НДС будут производиться между плательщиками НДС путем использования контрольных счетов.
Возврат НДС осуществляется в течении 15 рабочих дней по итогам проверки.
Преимуществом возврата НДС с применением контрольного счета НДС являются:
- сокращение сроков возврата НДС;
- отмена встречных проверок;
- сокращение мошеннических схем с использованием фиктивных счетов-фактур.
Все вышеперечисленные введения информационных систем находятся в постоянном совершенствовании и расширении границ по анализу и контролю порядка исполнения налогоплательщиками норм налогового законодательства.