Для дешевых овощей и фруктов предложили организовать «зеленый коридор» на границе
Считаем необходимым провозить импортную плодоовощную продукцию по «зеленому коридору». Создание «зеленого коридора» на границах КНР, Узбекистана и Таджикистана позволит обеспечить население дешевыми овощами и фруктами из этих стран. Глава Союза оптово-распределительных центров РК Ербулат Шарафиев
Также, по его словам, для увеличения скорости прохождения грузов через границу, снижения материальных и временных затрат, недопущения роста цен на социально значимые для населения товары необходимо отменить действия в отношении ОРЦ автоматизированного профиля риска по таможенному досмотру, так как плодоовощная скоропортящаяся продукция не относится к товарам риска, что подтверждается ежедневной правоприменительной практикой.
Помимо этого, Шарафиев рассказал о проблемах, с которыми сталкивается бизнес при строительстве ОРЦ. Он отметил, что существующие проблемы уже построенных ОРЦ невозможно решить исключительно постройкой объектов. Необходимо проводить институциональные и законодательные реформы, устранять административные барьеры, прописать механизм взаимодействия сельхозтоваропроизводителей с ОРЦ.
Проведенный анализ проблемных вопросов, с которыми сталкивается бизнес при строительстве, а также построенных ОРЦ показывает отсутствие совместной работы госорганов. Например, премьер-министр РК поручил Минторговли совместно с акиматом Жамбылской области проработать вопрос строительства ОРЦ в Жамбылской области в рамках первого этапа. На полученном от акимата в аренду земельном участке в 34 га частными инвесторами начато строительство ОРЦ «Тараз», но акимат из ранее выданных 34 га 2 га земельного участка под уже возведенными строениями забирает, несмотря на то, что госакт ввода торговых навесов имеется. Тем самым вызывает административный барьер. Банки и инвесторы отказывают в инвестировании, пока не решится вопрос.Ербулат Шарафиев
Еще один пример касается прохождения грузовых машин на границе. Здесь было поручено создать оперативный штаб, в установленном законодательном порядке проработать вопрос беспрепятственного прохождения грузовых автомашин.
Но, как сообщил глава Союза, протоколом оперативного штаба акимата Панфиловского района компаниям, которые поставляют плодоовощную продукцию на ОРЦ, запрещено пересекать границу КНР на своих грузовых машинах и забирать прицепы с плодоовощной продукцией. В связи с чем они вынуждены пользоваться услугами складов временного хранения, чьи машины включены в протокол. Склады же выставляют счета от $3500 за один тягач. Эта сумма потом влияет на себестоимость плодоовощной продукции.
Между тем в настоящее время ОРЦ в ходе таможенного декларирования товаров сталкивается с Системой управления рисками (СУР). В частности, на постоянной основе срабатывают профили риска, предусматривающие проведение таможенного досмотра с полной выгрузкой, пересчетом и взвешиванием всех ввозимых товаров. При данной процедуре товар при разгрузке портится, замерзает, бьется, теряет товарный вид и приходит в негодность. Соответственно, все издержки и убытки ложатся в цену уцелевшего товара. Тогда как при сканировании транспортных средств сведения, заявляемые ОРЦ в декларациях на товары, соответствуют фактическим данным. Вдобавок к этому отсутствует стимулирование бизнеса к строительству новых ОРЦ, и госорганы несвоевременно выделяют деньги на закуп социально значимых потребительских товаров. Глава Союза оптово-распределительных центров Казахстана
Задачу по самообеспечению социально значимыми продовольственными товарами за счет принятия срочных мер по созданию складской и транспортной инфраструктуры поставил в своем Послании президент Казахстана. Глава государства поручил принять системные меры по снижению цен на продовольственные и другие товары. Для исполнения этой задачи правительством инициировано создание Национальной товаропроводящей системы в виде инфраструктуры сети ОРЦ.
Шарафиев считает, что министерствам и акиматам следует поработать над устранением имеющихся барьеров, а средства для закупа социально значимых товаров закладывать в первом квартале до начала сезонных полевых работ.