Права ипотечных заемщиков усилят в Казахстане
Такие нормы содержатся в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственного управления, совершенствования залоговой политики банков второго уровня, регулирования оценочной деятельности и исполнительного производства».
Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса РК Данияр Алимбаев напомнил, что законопроект возвращен Сенатом 23 декабря 2021 года. По его словам, всего сенаторами внесены 24 поправки.
Из них 15 поправок касательно алкогольной продукции и видов алкогольной продукции вносятся в связи с переносом срока введения в действие технического регламента Евразийского экономического союза о безопасности алкогольной продукции с 1 января 2022 года на 1 января 2024 года. Также ими внесены шесть поправок редакционно-уточняющего характера и три поправки по юридической технике.
Внесенные Сенатом поправки не меняют концептуальных положений законопроекта. С учетом вышеизложенного комитет предлагает согласиться с изменениями и дополнениями Сената Парламента по проекту закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственного управления, совершенствования залоговой политики банков второго уровня, регулирования оценочной деятельности и исполнительного производства». Депутат Мажилиса РК Данияр Алимбаев
23 декабря в сенате министр национальной экономики Асет Иргалиев сообщил, что данный законопроект направлен на реализацию поручений главы государства, положений новой Системы государственного планирования, рекомендаций Парламента и Счетного комитета.
Документ предусматривает четыре основных блока поправок. Первый связан с проводимой работой по интеграции элементов новой Системы государственного планирования в бюджетный процесс.
Второй блок поправок направлен на обеспечение бережливой и ответственной бюджетной политики, а также рациональное использование Национального фонда.
Проектом закона местные исполнительные органы по государственному планированию наделяются компетенцией по разработке методики прогнозирования поступлений в местные бюджеты. Регионам предоставляется возможность прогнозировать доходную базу самостоятельно с учетом региональной специфики, тем самым минимизировать погрешности прогноза.
Документом также принимаются меры по усилению подотчетности местных исполнительных органов в использовании средств целевых трансфертов на развитие, вводятся ограничения на корректировку значений целевых индикаторов планов развития в четвертом квартале по причине ожидаемого неосвоения бюджетных средств.
Также администраторам бюджетных программ запрещается производить изменения в утвержденные натуральные нормы более одного раза в год. Кроме того, проектом закона повышается ответственность при управлении заемными средствами и вводится запрет на принятие местными исполнительными органами обязательств за третьих лиц по долговым обязательствам, а также ответственность первых руководителей администраторов бюджетных средств за неосвоение заемных средств в установленный срок.
Четвертый блок поправок в целом направлен на усиление прав ипотечных заемщиков, повышение прозрачности и объективности оценки и реализации имущества, а также на совершенствование налогового законодательства. В связи с чем подвергаются изменениям положения ряда кодексов – предпринимательского, уголовного, гражданского, а также законов об ипотеке, исполнительном производстве, оценочной деятельности, платежах и платежных системах и другие.
Министр национальной экономики выразил уверенность в том, что принятие данного проекта закона позволит концентрировать бюджетные средства на реализации приоритетных направлений развития страны, повысить эффективность управления бюджетными средствами, улучшить качество исполнения бюджета и усилить права ипотечных заемщиков.