Депутат: Позиция руководства Air Astana угрожает национальным интересам Казахстана
Депутат отметил, что АО "Air Astana" является национальным перевозчиком и создано с
участием фонда "Самрук-Казына".
"Основным активом любой авиакомпании являются воздушные суда. Между тем воздушные суда, принадлежащие авиакомпании Air Astana, приписаны не в Казахстане, а в Ирландии. Это означает, что Казахстан не обладает контролем за собственностью национального перевозчика. Более того, президент Air Astana Питер Фостер недавно заявил, что компания и не планирует регистрировать свои суда в Казахстане. Демпартия "Ак жол" считает, что такая позиция угрожает национальным экономическим интересам нашей страны".Аскар Садыков
Аргументы руководства компании о том, что только европейская регистрация позволяет авиакомпании совершать рейсы на территорию западных стран, депутат считает неубедительными, поскольку с момента образования компании прошла четверть века, и за эти два десятилетия Комитет гражданской авиации давно должен был проработать все нужные вопросы.
23 января Комитет гражданской авиации подтвердил соответствие Казахстана требованиям Международной организации гражданской авиации и сообщил об открытии прямых рейсов в США.
"Но президент Air Astana, видимо, считает не заслуживающим доверия не только позицию госоргана, но и правовые условия нашей страны в целом. Либо просто игнорирует национальные интересы республики. Данный вопрос имеет особое значение в свете планируемого выхода компании Air Astana на IPO и продажи 25% ее акций. Возникает вопрос о том, кто контролирует бизнес, занимающий доминирующее положение и сформированный за счет вложений нашего государства и его граждан, оплачивающих неадекватно высокие цены на авиабилеты? И что является гарантией интересов Казахстана, если основные активы в виде авиапарка изначально приписаны к другой стране?"Аскар Садыков
Кроме того, по мнению депутата, необходимо также понять ситуацию с авиапарком компании FlyArystan. При обсуждении в Мажилисе по поводу создания этой компании и ее тарифной политики представители КГА и Air Astana убеждали, что компания FlyArystan станет реальным лоукостером. Однако этого не произошло. Недавно президент АО "Air Astana" заявил, что FlyArystan не будут выводить из компании Air Astana.
"На депутатский запрос фракции Демпартии "Ак жол" от 14 сентября 2023 года был получен ответ правительства, что разработан план выделения FlyArystan в отдельное юридическое лицо. В этой связи фракция "Ак жол" повторно ставит вопрос о превращении FlyArystan в самостоятельного лоукостера с действительным снижением стоимости полетов".Аскар Садыков
Авиапарк этой компании, полностью состоящий из новых судов, по мнению Садыкова, также должен быть зарегистрирован в Казахстане.
"Другой причиной регистрации воздушных бортов в Ирландии эксперты называют также возможные налоговые преимущества данной юрисдикции. Однако фракция "Ак жол" считает, что национальный перевозчик не должен уклоняться от уплаты налогов в собственной стране. Иначе это похоже на реализацию совета одного известного чиновника, который рекомендовал всем "зарабатывать в Казахстане, а тратить в Лондоне". Указанная ситуация ставит и более широкую проблему – деоффшоризацию работы национальных компаний. Господа бизнесмены на государстве, имейте совесть и мужество платить налоги там, где зарабатываете свои миллионные зарплаты и бонусы".Аскар Садыков
Депутат потребовал:
- решить вопрос с регистрацией казахстанских воздушных судов компании Air Astana и FlyArystan в РК;
- выделить FlyArystan в отдельную компанию и обязать соблюдать тарифные условия, устанавливаемые для лоукостера;
- в рамках демонополизации экономики провести работу по выявлению офшорных схем, используемых национальными компаниями и другими квазигоспредприятиями, а также обязать их вернуться в национальную налоговую юрисдикцию Казахстана.
В декабре в суде Алматы постановили оштрафовать авиакомпанию Air Astana на 876 млн тенге за завышенные цены на билеты, в стоимость которых входил топливный сбор.