Сфера госзакупок значительно эволюционировала, но не смогла избавиться от коррупции
Zakon.kz
Каких-нибудь десять лет назад для того, чтобы некоему государственному учреждению купить для своих нужд стул или кресло, нужно было приводить в действие огромный тендерный маховик.
В этой сфере работали, так сказать, вручную, а само слово «тендер» прочно ассоциировалось с «заряженными конвертами», «откатами» и прочей коррупционной атрибутикой. Нынешняя система госзакупок от прежней отличается кардинально – она перешла на инновационные рельсы. Правда, легче от этого не стало ни предпринимателям, ни правоохранительным органам.
Мнение «исполнителя»
– Одной из главных проблем исполнения бюджетов и объектом пристального внимания правоохранительных органов являются государственные закупки. Справедлива критика Главы государства об излишней зарегламентированности закупок, торможении ими исполнения бюджета. Поэтому необходимо и далее совершенствовать закон, – сказал вице-премьер Бахыт Султанов еще в феврале нынешнего года.
Как бы там ни было, а сторонников новой системы госзакупок через портал Центра электронной коммерции больше, чем противников. Чего стоят хотя бы те цифры, которые на днях обнародовали в Министерстве финансов. Более чем вдесятеро увеличилось количество предпринимателей, участвующих в электронных торгах, по сравнению с прежним способом. Их количество на текущий момент превышает 180 тысяч субъектов. И если в классическом тендере количество участников составляло в лучшем случае 5–6 компаний, то методом ценовых предложений на портале среднее число претендентов на государственный заказ составляет 20.
– Я уже два года работаю на портале госзакупок и в целом могу отметить большие преимущества по сравнению с обыкновенным тендером, – говорит руководитель частной охранной фирмы Рашид Ахметжанов. – У меня строго ограниченный круг услуг, а поэтому конкурсная документация стандартная. Выиграть для меня тоже не сложно. Сейчас все мои клиенты – государственные учреждения. Частные заказчики стали попросту не нужны.
А вот владелец цеха по производству офисной мебели Сагат Мендыбаев порталом крайне недоволен. По его мнению, с одной стороны, интерфейс там очень корявый и сложный, с другой стороны – к предпринимателю при регистрации и оформлении заявки относятся слишком дотошно, при этом заказчики даже объявление не удосуживаются заполнить правильно.
– Не знаю, как в других разделах сайта, но в «Мебели» я ежедневно сталкиваюсь с совершенно невменяемыми объявлениями о госзакупках. Иногда название лота не указывается вовсе, но чаще совершенно непонятно, какого класса мебель нужна заказчику. Написано, например, «стул» и цена – 300 000 тенге. Довольно трудно себе представить, что же это за стул за такую цену. Чтобы посмотреть подробности лота, необходимо открыть поочередно 3–5 окон, которые стабильно подвисают. Но и там, скорее всего, невнятно. Такое чувство, что посредством таких вот объявлений заказчик буквально вынуждает меня с ним созвониться для получения разъяснений. А в этом случае никто не гарантирован от соблазнов.
Мы специально проверили объявления из новых. Не хотелось бы огульно обвинять всех и вся, однако на поверку указанные Сагатом объявления действительно существуют, и их не так уж мало. В среднем каждое восьмое бессодержательно.
Мнение «заказчика»
Консультант по использованию сервисов портала госзакупок Вадим Киселев сетует на практически полную компьютерную «и не только» безграмотность сотрудников, отвечающих за госзакуп в некоторых государственных учреждениях.
– В основном я работаю по Алматинской области, иногда приходится выезжать в соседние регионы, и уже по наименованию клиента я знаю, какие трудности меня там ожидают, – говорит Вадим. – У меня есть даже своеобразный клиентский рейтинг: акимат района – оценка три, учреждения образования – оценка два и так далее. В акиматах районов в основном проблема незнания элементарных основ работы с Интернетом. Я приезжаю и фактически даю курсы пользования Интернетом. Учреждения образования, прежде всего районные, – отдельная тема. Мало того, что их нужно учить пользованию Интернетом, их еще и с компьютером в целом знакомить приходится. Те, у которых пятерка-четверка, ко мне обращаются очень редко. «Кол» – также большая редкость и чаще всего основан помимо всего прочего на языковом барьере. Как ни крути, а нормального Windows и Explorer на казахском языке до сих пор не создали. Также трудности возникают при переводе технических терминов. Иногда до трех вариантов перевода.
Впрочем, представители госорганов в целом позитивно оценивают новую систему электронного закупа. Первое, что их привлекает, – оперативность.
– Раньше мы неделями ждали, чтобы получить хоть какое-нибудь предложение, – рассказывает ведущий специалист по госзакупкам со значительным стажем Аскар Аскарбеков. – Большинство предпринимателей с нами боялись работать, потому что это было связано со значительными бюрократическими проволочками. Нынешняя система дает поле для экспериментов. И предприниматели охотно пользуются этим. Многие из них искренне удивляются, когда выигрывают конкурс.
Впрочем, Аскар Баймагамбетович признает, что и при использовании нового метода предпринимателей ждут бюрократические проволочки, о которых они могут даже не подозревать до эксперимента. Более того, в случае если итоги эксперимента предпринимателю не понравились и он решил отказаться от «привалившего счастья», то его могут объявить «недобросовестным», что обозначает запрет на участие в госзакупках на 24 месяца.
Новые правила
Учитывая все вышеперечисленное, в стенах Министерства финансов в кратчайшие сроки был разработан совершенно новый законопроект. Ожидается, что он позволит сгладить большую часть из имеющихся шероховатостей при применении закона о госзакупках.
Вкратце хотелось бы рассказать о новшествах в четырех ключевых направлениях. Первое – искоренение зарегулированности, упрощение процедур участия. Это будет сделано посредством снижения количества документов для участия. Второе – значительная часть функций по присвоению квалификации поставщика уйдет в гражданское общество. Дело в том, что Национальную палату предпринимателей «Атамекен» предложено наделить функцией отбора квалифицированных поставщиков по всем видам товаров. Ожидается, что данный вид конкурса решит проблемы дублирования процесса квалификационного отбора поставщиков, то есть предоставления ими одних и тех же документов.
Также предлагается отладить систему исполнения договоров (третье) и значительно усовершенствовать применение ценовых предложений, преобразовав это в некое подобие электронного магазина (четвертое). Однако в техническом плане обе эти инициативы достаточно сложны и смогут быть реализованы не ранее 2017 года. Основной закон, вероятно, примут еще до конца нынешнего года. Что позволит предпринимателям оценить новшества.
Храмков Алексей
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript