Бизнес-сообщество Алматы создает экономику с новыми идеями, инновациями и инвестициями
Zakon.kz
Сегодня в Алматы прошла Первая Конференция предпринимателей города с участием акима Ахметжана Есимова.
Бизнесмены, руководители крупных предприятий, отраслевых ассоциаций высказали свое видение по налоговой политике, выводу малого бизнеса из тени, государственным программам развития, по решению проблем недобросовестной конкуренции и методам борьбы, по интеграционным процессам.
Указ Президента о кардинальных мерах по улучшению предпринимательской деятельности стал свидетельством того, что государство прислушивается к голосу бизнеса. Алматы - крупнейший центр развития малого и среднего бизнеса - вносит значительный вклад в развитие страны. На сегодняшний день здесь сосредоточены 120 тысяч активных субъектов предпринимательства. Объем валового регионального продукта за прошлый год составил 6,4 трлн. тенге. Каждый четвертый предприниматель республики, так или иначе, осуществляет свою деятельность в Алматы. Бизнес-сообщество мегаполиса ориентировано на построение экономики, открытой для новых идей, инноваций и инвестиций.
Отмечено, что в условиях глобализации, усиливающейся межгосударственной конкуренции и вступления в Евразийский экономический союз, вопросы создания благоприятного климата для развития предпринимательства приобретают особую актуальность.
- Ранее главой государства была озвучена возможность становления Алматы в качестве финансового центра, нового Шелкового пути, а также его позиционирование как Исламского финансового хаба, - подчеркнул аким Алматы Ахметжан Есимов. - Вчера состоялось заседание правительства, на котором выступал председатель Национального Банка именно по оживлению Алматы как регионального финансового центра. Десять лет назад финансовый центр был создан, эффективность работы очень низкая. Мы много времени потеряли. В ходе визита Премьер-Министра в Алматы две недели назад, мы этот вопрос обсуждали на заседании правительства. Все эти вопросы имеют большое значение для развития нашего города, поскольку Алматы – самый большой город в Казахстане. Здесь в масштабах всей республики обеспечивается 46% оптового товароборота, 27% розничного, 21% внешнего торгового оборота. ...Если осуществятся задачи, которые были указаны в рамках ЕврАзЭС, ШОС, Исламского финансирования, то это открывает очень большие возможности для развития города, считаете аким.
По мнению председателя правления Национальной Палаты предпринимателей Аблая Мырзахметова, указ о кардинальных мерах, подписанный Президентом, открывает для предпринимателей еще большие возможности и нужно сделать ревизию всех законодательных актов. Он акцентировал внимание на основных системных блоках, которые влияют на бизнес Алматы. Это правила игры, нормативные, правовые акты, законы, формирующие базу этих правил игры. Какие инструменты и какие возможности у нас есть, чтобы на них повлиять? В законе об НПП прописана обязательная экспертиза законопроектов и проектов нормативных, правовых актов, это дает нам возможность с нулевого цикла обсуждать любой нормативный акт, который влияют на деятельность предпринимателя, напомнил г-н Мырзахметов. Такое право есть в законе о частном предпринимательстве, нормы которого действуют и профессиональные ассоциации имеют право участвовать в экспертизе законов, влияющих на их работу. Второе – создан реестр
проблем. Это не только частные проблемы. Их поступило более 670 обращений, половина из них касается защиты прав предпринимателей, в том числе есть вопросы к госорганам. Более 9000 звонков и обращений поступило через сайт. С помощью этого выявлены системные проблемы. Создана межведомственная комиссия, которую возглавляет Сагинтаев, я являюсь его заместителем. Вовлечены и профессиональные ассоциации и Национальная Палата предпринимателей. Фактически, мы все рассматриваем в ежедневном режиме, детализировал г-н Мырзахметов, а также рассказал о других системных блоках - доступности финсредств, Таможенном кодексе и тарифной политике.
После создания ЕврАзЭС, у правительства Казахстана работа по формированию бизнес-климата в стране усложнилась. Необходимо не просто создать благоприятный бизнес-климат, а, по крайней мере, не худший, чем в России или Беларуси, для бизнеса это хорошо, считает председатель Регионального совета Палаты предпринимателей г. Алматы Иван Кравченко. Он подчеркнул, что нужно уделить особое внимание эффективности действующей в Казахстане амортизационной политики, которая на сегодняшний день имеет ряд существенных недостатков и разработать новую прогрессивную амортизационную политику с учетом германского, японского, российского, американского налоговых законодательств. Также он предлагает внести изменения в Налоговый кодекс в части отнесения на вычеты естественной убыли.
Говоря о проблемах для субъектов бизнеса, вице-президент Алматинской ассоциации предпринимателей Анатолий Пуриц сказал:
- Все мы понимаем важность вопросов экологии для нашей жизни и здоровья наших детей. Поэтому включение экологических требований в договоры на услуги СЕМ, как будто обосновано. Но содержание договоров с СЕМ на предоставление услуг практически недоступно для потребителя и его возможности повлиять на их изменение отсутствуют. Так с населением заключается публичный договор, текст которого публикуется в открытой печати, а обсуждение не сопровождается внесением изменений. С предпринимателями заключаются отдельные договора, на основе утвержденных типовых, в которые предприниматель не может вносить изменения. Монополист по предоставлению услуг становится монополистом по определению условий получения этой услуги. Отсюда суммы непомерных штрафов, односторонний пересмотр условий, закрепление в договорах норм, противоречащих законодательству. Так, практически все юрлица платят за электроэнергию предоплату, так называемые расчетные суммы, что прямо нарушает нормы законодательства, согласно которым оплата производится за фактически потребленную электроэнергию. По многочисленным обращениям предпринимателей, наша ассоциация и Палата предпринимателей по г. Алматы и РПП других регионов поднимали этот вопрос, а в ответ получали – оплата идет согласно договорам, коммерческим документам, в которые госорганы не вмешиваются. Но если это коммерческий договор, он должен определяться по согласованию сторон, а не одной стороной – монополистом.
Помимо договоров большие проблемы для субъектов бизнеса создают внутренние приказы СЕМ, их недоступность для потребителей, и, как следствие - варварские последствия применения для потребителей. К нам поступило много жалоб на действия представителей СЕМ, которые приходят к потребителям и, ссылаясь на внутренние нормативные документы (их не предъявляют) проводят проверки и налагают огромные штрафы. И если средние предприниматели могут еще потребовать ознакомления с этими документами, то малый бизнес и население чаще всего так и остаются в неведении, что означает приказ номер такой-то, за нарушение которого их оштрафовали.
Большой проблемой для потребителя стали измерительные и учетные приборы – их приобретение, поверка, принудительная замена (часто с указанием конкретной фирмы, у которой следует купить) снятие показаний представителем СЕМ. Эти процедуры отнимают время, деньги и не малые - поверка измерительной и учетной аппаратуры часто дороже самих счетчиков в несколько раз. Все это снова регулируется документами, недоступными потребителю.
Много проблем связано с недоступностью информации о технических возможностях в регионах города для подключения потребителей к услугам СЕМ. При подключении нового потребителя он должен получить от СЕМ техусловия, а ему говорят, у нас отсутствуют технические возможности. Почему этой информации нет в открытом доступе? Бизнес всегда требует затрат, но давайте поможем предпринимателю избежать лишних, чтобы он еще до начала деятельности точно знал, на какой объем услуг СЕМ в данной точке города он может рассчитывать исходя из фактического положения. Для улучшения ситуации г-н Пуриц внес ряд предложений.
Основной нормой Указа Президента страны от 27 февраля, положительно воспринятой предпринимателями, является указание о приостановлении с 1 апреля и до конца года проверок малого и среднего предпринимательства, и об отмене с 1 января 2015 года вообще плановых проверок. Малого кто задумывался, что это по счету 6-й мораторий, заметил директор Алматинской ассоциации предпринимателей Владимир Ермаков. В Казахстане существуют 107 видов государственного контроля и надзора, из них в 90 сферах деятельности осуществляется контроль, в 17 – надзор. А всего проверки осуществляют 54 государственных органа: на уровне министерств и агентств – 28, на уровне акиматов – 16, территориальных органов – 10. Почему принимаются такие решения? Причина проста, считает г-н Ермаков:
- Проверки мешают предпринимателям работать, нередко сопровождаются коррупционными проявлениями, нарушают статью 26 Конституции «на свободу предпринимательской деятельности». Практика показала, как останавливаются проверки, увеличиваются налоговые поступления. И задача, чтобы этот мораторий действительно был мораторием. С другой стороны подчеркну, что мораторий – это не вседозволенность, а наоборот, повышение ответственности бизнеса. Не все предприниматели – ангелы. За последние годы в городе выявлены 255 лжепредприятий.
В условиях моратория необходимо, прежде всего, повышать уровень предпринимательской культуры, продолжать диалог бизнеса и власти на всех уровнях, убежден г-н Ермаков. «У нас непочатый край совместной с госорганами праворазъяснительной, если хотите, профилактической работы. По-прежнему в городе и районе высок процент самозанятого населения. Лишь каждая 2-я бизнес-структура является активной. На 1 апреля в городе насчитывается более 30 тыс. бездействующих предприятий и ИП, свыше 31 тыс. приостановили свою деятельность. он обозначил и другие проблемы.
По-прежнему административными барьерами для предпринимателей являются лицензионно-разрешительные и прочие процедуры - получение земли, вывод из жилого фона, открытие магазина и др.). С одной стороны, здорово, что они сокращаются, развивается уведомительный порядок. С другой, растут новые процедуры – установка посттерминалов, учетная политика …
Требует совершенствования и налоговое законодательство, которое не в должной мере стимулирует рост масштабов бизнеса - неразвитая патентная система, отсутствие должных льгот для начинающих и производителей, неразумная практика ареста и блокировки счетов предпринимателей, проблемы ликвидации.
Ограничен доступ к финансовым ресурсам - высокие процентные ставки по кредитам, сложные процедуры, неравенство сторон банковского договора.
К слову, не так давно, 15 апреля все эти вопросы были рассмотрены на заседании Делового совета при акиме города, от имени которого были внесены конкретные предложения в правительство.
Довольно интересным было выступление председателя Казахстанской Ассоциации таможенных брокеров Геннадия Шестакова:
- Договор о Евразийском экономическом союзе, который подписан президентами Беларуси, Казахстана и России 29 мая в Астане, станет базовым документом, определяющим функционирование ЕАЭС, в рамках которого снимутся ограничения на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, будет проводиться согласованная и единая политика в ключевых областях экономики государств-членов Союза.
Бизнес-сообщество и предприниматели Алматы заинтересованы в экономической интеграции, в доступе на рынки России и Беларуси, и именно по этой причине нам крайне необходимо, чтобы это интеграционное объединение было устойчивым и конкурентоспособным по качеству своего регулирования. Мы открываем совместные предприятия с российскими и белорусскими кампаниями. Расширяются условия для ведения малого и среднего бизнеса гражданами одного государства на территории других стран-участниц.
Как гражданин нашей страны, и как предприниматель, хочу отметить, что в этом неизбежном процессе развития общественно-политических отношений, коим в данном случае является Евразийский экономический союз, больше плюсов, чем минусов, резюмировал г- Шестаков.
Торгын Нурсеитова
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript