Поправка на рынок
Поправка на рынок
Главное отличие второй волны приватизации от массовой - наличие прозрачной системы электронных торгов и ясной информации об объектах, передающихся в конкурентную среду. Вкупе с улучшением бизнес-климата это сулит новым владельцам компаний немалые выгоды, а получателям услуг - более совершенный продукт, передает BNews.kz.
Как известно, количество предприятий, активы которых будут передаваться в конкурентную среду, постоянно растет. По последним данным, в частную собственность перейдут 782 организации квазигосударственного сектора, 29 организаций и 3 объекта республиканской собственности и 416 организаций коммунальной собственности. Среди них - санатории, охранные агентства, фармацевтические академии, научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты, футбольные клубы, объекты организаций пассажирского транспорта, благоустройства и очистки территорий населенных пунктов и прочие объекты.
Кроме того, в частный сектор передаются 337 активов Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», из них 106 активов ФНБ, 15 - холдинга «Байтерек», 32 - «КазАгро», 8 - «Парасат», 2 - «Зерде», 174 организации, действующие под эгидой социально-предпринимательских корпораций.
Этот процесс получил название «второй волны предпринимательства».
В истории Казахстана выделяется несколько этапов, когда государство передавало свое имущество предпринимателям.
По оценке Президента РК Нурсултана Назарбаева на торжественном собрании, посвященном двенадцатой годовщине Независимости Казахстана (в 2003 году), в нашей стране приватизация проходила в четыре этапа.
Сначала (1991-ый - 1992-ой года) она носила так называемый инициативный характер, когда государственные органы принимали решение только после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры. Так было приватизировано свыше четырех с половиной тысяч объектов, в том числе почти полтысячи совхозов, переданных в коллективную собственность.
«Стоит заметить, что передача сельскохозяйственных предприятий осуществлялась через персонификацию собственности с определением имущественных и земельных паев каждого работника. Опыт первого этапа приватизации в Казахстане показал ограниченность существовавших инструментов преобразования собственности, разрабатываемых с ориентацией на коллективистские начала, что, в общем-то, было неизбежно и естественно в то время. Иначе нас просто бы не поняли», - отметил Президент РК.
Основными признаками следующего этапа (1993-1995-ый годы), когда Главой государства была утверждена Национальная программа разгосударствления и приватизации, стали отказ от принципов инициативного разгосударствления, разработка и применение антимонопольных мер. «В эти сроки мы приступили к трем видам приватизации: малой и массовой, по индивидуальным проектам и по агропромышленному комплексу. Мы провели малую приватизацию в сжатые сроки, реализовали более шести тысяч объектов. Это позволило значительно оживить, внести разнообразие в сферы бытового обслуживания, торговли, общественного питания», - обратил внимание Нурсултан Назарбаев.
Параллельно шла работа по акционированию предприятий. Первыми в тот период были проданы по индивидуальным проектам Алматинский табачный комбинат и Чимкентская кондитерская фабрика. В сложной ситуации оказался гигант казахстанской индустрии - «Карметкомбинат». В начале 1995-го года запасов кокса оставалось на три дня, при этом полностью отсутствовали оборотные средства. Долги по зарплате превышали шесть месяцев. В этих условиях только крупные частные инвестиции могли спасти предприятие. Поэтому комбинат был продан. Новые собственники сразу погасили задолженность по заработной плате, произвели выплаты по регрессным искам.
«В 1995-ом году «Жезказганцветмет» находилось на грани банкротства, имея долги в 170 миллионов долларов, в том числе 10 миллионов долларов по зарплате. На следующий же год корпорация «Самсунг» выиграла тендер на покупку акций компании. Они рассчитались с долгами и вложили сотни миллионов долларов инвестиций. Объем производства за эти годы вырос до четырехсот тысяч тонн, что является рекордом за всю историю комбината. Среди казахстанцев в то время никто еще не мог стать инвестором. А такие крупные промышленные гиганты трудно было поддерживать или выкупить даже вскладчину», - напомнил страницы истории Президент РК.
Третий этап приватизации (1996-ой - 1998-ой годы) стал этапом перехода к секторным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли.
«Четвертый же этап, который начался с 1999 года и продолжается по настоящее время, характеризуется новыми подходами по распределению полномочий между уровнями государственного управления в вопросах регулирования и распоряжения государственной собственностью», - отметил Нурсултан Назарбаев в 2003 году.
По его словам, именно так был сформирован в экономике частный сектор.
«Частный сектор требовал четко установленных правил игры, современной рыночной законодательной базы, не отягощенной советскими пережитками. А сами реформы требовали сильной и централизованной вертикали исполнительной власти, когда все уровни управления без раскачки выполняют инструкции из Центра. Хочу напомнить, что «старый» Верховный Совет работал по принципу: мы будем принимать законы, а деньги для их исполнения пусть ищет Правительство. Когда казна нашей страны была пуста, это было похожим на провоцирование недовольства народа», - подытожил, подводя итоги двенадцатой годовщины Независимости Казахстана, Президент РК.
Дополнительный импульс для бизнеса
Итак, как показывают примеры, как мировой, так и отечественной истории, чем больше национализации в экономики, тем больший штат чиновников для управления общим хозяйством требуется содержать за счет госказны, и тем хуже работает экономика.
Сегодня государственные предприятия, находящиеся в ведении госорганов, получают государственные заказы и перекрывают возможность развития частному бизнесу. И так как обязанность государства - создать условия для развития бизнеса, а не конкурировать с ним, Правительство и активно внедрять систему приватизации.
В рамках мер по содействию развитию бизнеса государством снимаются барьеры по открытию предприятия и по ведению бизнеса в целом. Правительство из года в год стремится к улучшению показателей Казахстана на мировой арене, чтобы привлечь новые потоки и инвестиций и обеспечить поступательное экономическое развитие страны.
В ежегодном рейтинге Doing Business-2014 Всемирного банка и Международной финансовой корпорации наша страна заняла пятидесятую позицию среди 189 стран, улучшив свои позиции на 3 пункта. Улучшение позиций Казахстана в рейтинге произошло за счет сокращения времени регистрации компаний в Центрах обслуживания населения, а также благодаря внедрению ускоренной процедуры регистрации собственности. Также Казахстан вошел в 20-ку лидеров по регистрации собственности и уровню налогообложения.
При этом по индикатору «регистрация предприятий» мы занимаем 30-е место, по «регистрации собственности» - 18-е, по защите инвесторов - 22-е, по индикатору «налогообложение» - 18-е, по «обеспечению исполнения контрактов» - 26-е.
В Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ) Казахстан улучшил свою позицию на 1 пункт и занял 50 место из 148 стран. При этом республика занимает переходную позицию от второй стадии эффективного развития к высшей третьей стадии инновационного развития, где более высокий удельный вес придается факторам эффективности и инновационного развития.
В рейтинге мировой конкурентоспособности Международного института развития менеджмента (IMD) мы заняли 34 место среди 60 стран, незначительно снизив свои позиции на 2 пункта.
В Индексе экономической свободы Heritage Foundation наблюдается улучшение позиций Казахстана на 1 пункт - 67 место из 185 стран. Основную роль в улучшении сыграли показатели «Свобода предпринимательства» (54 место, улучшение на 11 позиций), «Монетарная свобода» (113 место, улучшение на 15 позиций) и «Свобода инвестиций» (132 место, улучшение на 8 позиций).
Правительством на постоянной основе проводится мониторинг и анализ конкурентоспособности по пяти основным факторам - «Макроэкономика», «Институты», «Бизнес», «Технологии и инновации», «Человеческое развитие». Действуют специальные рабочие подгруппы, которые вырабатывают рекомендации по дальнейшему улучшению позиций в мировых рейтингах.
Снижение административных барьеров
Продолжается и процесс устранения бюрократических процедур, что и приводит к повышению рейтингов нашей страны на мировой арене. Только в 2009 года профильные министерства, курирующие деятельность предпринимателей, заявляли, что ими удалось провести работу по сокращению сроков рассмотрения заявлений при получении разрешений на строительство почти в 3 раза (с 211 до 81 дня). В то же время сроки рассмотрения технических условий на подключение к источникам инженерного и коммунального обеспечения были сокращены почти в 4 раза (с 30 до 8 дней).
В последующие годы эти меры были продолжены. В 2010 году на законодательном уровне были отменены около 35 процентов, или 348 разрешительных процедур.
На совещаниях, посвященных теме развития предпринимательства, Глава государства не раз обращал внимание на то, что государству «надо окончательно расстаться с архаичной привычкой контролировать все и вся, и везде», в особенности, в тех направлениях, которые касаются частного предпринимательства.
Президент РК убежден, что в условиях рыночной экономики это не только создает дополнительные издержки для бизнеса, но и условия для коррупции. А потому, по мнению Нурсултана Назарбаева, объектом контроля со стороны государства должны быть только качество и безопасность конечного продукта, «соблюдение законодательных норм в таких вопросах, как продовольствие, медикаменты, которые влияют непосредственно на человека». «Задача государства должна главным образом заключаться в разработке и установлении стандартов качества товаров и услуг, технических индикаторов, регламентов по безопасности», - считает Глава государства.
Законопроекты «О разрешениях и уведомлениях», а также «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разрешительной системы», призваны улучшить бизнес-климат в стране.
В законе «О разрешениях и уведомлениях» впервые будет указан перечень всех разрешительных документов, ранее разбросанных в разных нормативно-правовых актах. Любое желание министерства и ведомства внести изменение в этот закон будет возможным только после рассмотрения на межведомственной комиссии (МВК) по вопросам совершенствования разрешительной системы. Причем статус МВК как органа, ответственного за выработку рекомендаций по дальнейшему совершенствованию разрешительной системы, будет закреплен законодательно.
С принятием новых законов в разрешительной системе будет применяться система управления рисками (СУР), в соответствии с которой разрешения, в зависимости от степени опасности регулируемых объектов, будут разделены на категории: лицензии, разрешения, и уведомления.
Чтобы поставить заслон введению лицензий, при выдаче которых разные ведомства в регионах трактуют их по-своему, в закон «О лицензировании» новыми поправками планируется ввести норму, в соответствии с которой с момента появления нового разрешительного документа в течение 21 дня должен быть принят подзаконный акт, регламентирующий квалифицированные требования и перечень документов.
Причем разрешительные органы будут обязаны принимать заявление на получение разрешения в случае обращения заявителей до вступления в силу подзаконных актов. Заявители, подавшие заявление, будут вправе без наличия разрешения осуществлять деятельность вплоть до выдачи разрешения или мотивированного отказа в его выдаче.
Для того, чтобы минимизировать взаимодействие чиновников и предпринимателей, факт передачи уведомления будет проверяться не путем запроса подтверждения у предпринимателей, а посредством запросов соответствующей информационной системы госорганов.
Запрещается истребование документов, прямо не предусмотренных законодательством, введено понятие и регламентирован разрешительный контроль, урегулированы вопросы использования электронного реестра, предусмотрена специфика для объектных лицензий, детально регламентированы последствия реорганизации юридического лица - лицензиата. Регламентированы вопросы выдачи разрешений иностранным гражданам и компаниям, урегулированы вопросы лицензирования в рамках экспортного контроля, предусмотрен порядок перевода разрешений на уведомительный порядок. В целом, сопутствующим законопроектом вносятся изменения и дополнения в 9 Кодексов и 74 закона.
Айжан БЕКТАСОВА