Развитию транзита через Казахстан угрожает опасность
Развитию транзита через Казахстан угрожает опасность
О системных проблемах, выявленных при остановке таможенными органами Казахстана транзитных грузов по станции Луговая, шла речь на заседании подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета транспорта, логистики и связи Президиума НПП РК, передает Рalata.kz.
В нем приняли участие член Правления - заместитель Председателя Правления НПП РК Мейрамкул Дузбаева, заместитель председателя Комитета транспорта, логистики и связи Президиума НПП РК Юрий Лавриненко, руководитель Секретариата Комитета транспорта, логистики и связи НПП РК Канат Мукушев, представители Генеральной прокуратуры, Главной транспортной прокуратуры, Комитета таможенного контроля, Министерства транспорта и коммуникаций, НК «КТЖ».
На заседании подкомитета были также приглашены представители казахстанских компаний трейдеров, осуществляющих поставку нефтепродуктов с территории Российской Федерации в Кыргызскую Республику и экспедиторских компаний.
Председатель подкомитета, Генеральный директор Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана и Казахстанской ассоциации перевозчиков-операторов вагонов/ контейнеров Илья Сегал подробно ознакомил присутствующих с рядом системных проблем, затрудняющих ведение бизнеса в нашей стране и напрямую нарушающих права предпринимателей и национальной железнодорожной компании, а также с предложениями по их решению.
Выводы подкомитета сформированы на основании обсуждений причин и последствий задержки, изучения переписки компаний, ответов и решений государственных контролирующих органов в ассоциациях, в Союзе транспортников Казахстана, в АО «НК «КТЖ».
Участники заседания обсудили эффективность мер и системные проблемы, сдерживающие реализацию поставленной Главой государства задачи по увеличению к 2020 году в два раза объема транзитных перевозок через территорию Казахстана и в 10 раз к 2050 году.
На заседании было отмечено, что по некоторым проблемам в рамках совместных рабочих групп МТК РК, АО «НК «КТЖ», Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» ведется поиск путей решения.
Представители Генеральной прокуратуры проинформировали о том, что в Министерство юстиции был направлен официальный запрос для получения разъяснений в части действия международных соглашений в рамках Таможенного союза и национального законодательства Республики Казахстан при транзите грузов через территории РК, действиях Таможенного комитета, Минтранскома, АО «НК «КТЖ».
Экспедиторы, трейдеры и отраслевые ассоциации выразили обеспокоенность в связи с возникающими проблемами, замедляющими развитие транзитных перевозок через территорию республики, которые, по их мнению, препятствуют желанию предпринимателей заниматься этой работой.
Задержка вагонов на ст. Луговая, как лакмусовая бумажка, выявила ряд проблем, в частности, издание директивных указаний, допускающих возможность двойного толкования содержащихся в них требований, неисполнимые и неравноправные условия договоров компаний-монополистов, ограничивающих права их партнеров и потребителей услуг, недостаточный уровень использования уполномоченными органами своих прав в принятии принципиальных и конкретных решений по спорным вопросам бизнеса и госкомпаний.
«Все это привело к возникновению целого букета проблем и неправедных действий. У госорганов и предприятий до сих пор нет ответа на вопросы, как таможенным органам решать вопросы с задержанными грузами, требующими особых условий хранения», - сказал Илья Сегал.
По его словам, пора определить, кто будет платить за таможенные операции при выполнении услуг по хранению груза, кто оплатит за работу железной дороги, связанной с занятием станционных путей, охраной и т.п.?
Участники заседания также задались вопросами, почему АО «НК «КТЖ» в договоре с экспедитором ограничивает его права и не устанавливает предела его ответственности, и почему нацкомпания всю ответственность перекладывает на экспедитора, а не на владельца груза?
«Почему договор с железной дорогой предусматривает безакцептное списание с лицевого счета экспедитора сумм, многократно превышающих стоимость сделки (перевозки)? По данному факту экспедиторы должны заплатить штраф за простой цистерн около миллиарда тенге (примерная сумма на середину июля т.г.). В то же время заработок всех экспедиторов от этих перевозок максимум 3-4 миллиона тенге, то есть размер штрафа в десятки раз превышает доходы», - продолжил перечислять проблемы глава Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана и Казахстанской ассоциации перевозчиков-операторов вагонов/ контейнеров Илья Сегал.
Он также обратил внимание на тот факт, что не все вопросы находят свое логическое решение. По мнению Ильи Сегала, причина в недостаточном уровне использования уполномоченными органами своих прав в принятии принципиальных и окончательных решений по спорным предложениям бизнеса и госкомпаний.
«Безразличие к судьбе отечественного бизнеса! Уже 4 месяца компании ходят по замкнутому кругу между госорганами и монополистами, но никаких решений, кроме угрозы разорения, нет», - заявил глава Ассоциаций национальных экспедиторов Казахстана.
По итогам заседания внесены конкретные предложения по решению выявленных проблем. Так, предлагается возродить систему управления рисками, которая в сочетании с предварительным информированием на железной дороге позволит значительно снизить количество задержаний.
Еще одно предложение касается возврата в суточный срок подозрительных вагонов, как, к примеру, делается, в России, Беларуси и Китае.
Участники заседания также считают, что необходимо в рамках ЕЭК провести переговоры уполномоченных органов по принятию государствами-членами пункта 2 статьи 217 Таможенного кодекса о признании «при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенного органа одного государства-члена сертификата обеспечения, зарегистрированного таможенным органом других государств-членов».
Также они выступают в поддержку предложения Казахстанской ассоциации таможенных брокеров, Евразийского союза участников внешнеэкономической деятельности и других участников по внедрению дифференцированного подхода к Правилам сбора и обработки информации, проведения анализа и риска и степени таможенного контроля.
Такой подход позволит разделить добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности от субъектов предпринимательства с высокой степенью риска.
Автор: К Жусупбекова