В легализацию поверят не все казахстанцы, - О.Худайбергенов
Zakon.kz
Казахстанский экономист считает, что заявленный план на сумму в $10-12 млрд скорее всего будет выполнен. «Условия легализации хорошо проработаны. Другое дело, что обязательно будут те, кто не поверит и оставит свои деньги за рубежом», — утверждает О.Худайбергенов.
В Казахстане нужно менять налоговую политику, чтобы у бизнесменов не было стимула выводить деньги из республики. Таким мнением с LS поделился исполнительный директор Ассоциации экономистов Казахстана Олжас Худайбергенов. По его мнению, поправки в налоговое законодательство необходимы, так как в стране стартовала уже в третий раз амнистия капитала и легализация имущества.
«Желательно создавать свой собственный оффшор, который позволит вернуть все ранее выведенные деньги полностью. Собственные оффшоры есть в каждой развитой стране — они выполняют задачу возврата выведенных средств, а также привлечения капиталов, выведенных из других стран», — сообщил О.Худайбергенов.
Казахстанский экономист считает, что заявленный план на сумму в $10-12 млрд скорее всего будет выполнен. «Условия легализации хорошо проработаны. Другое дело, что обязательно будут те, кто не поверит и оставит свои деньги за рубежом», — утверждает О.Худайбергенов.
Председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов отметил, что государство сможет вернуть в казну по крайней мере $10-12 млрд. Между тем, по его мнению, казахстанские бизнесмены, раскрывающие свой капитал, могут столкнуться с некоторыми рисками.
«Естественно, легализация должна быть осуществлена для бизнесменов строго анонимно с социальной и экономической точки зрения. Здесь встает вопрос состава комиссий, которые будут принимать решение о легализации. Я бы закрепил право на анонимность законодательно, и, в случае, если кто-то из состава комиссии распространит информацию, то нужно будет таких людей привлекать к ответственности», — отмечает Г.Хусаинов.
По мнению председателя правления BRB INVEST, второй риск есть у государства. «Для государства возможно использование данного закона собственно для серых схем. Например, уже на вскидку можно сказать, что через такой закон можно легко продать, например, доли участия в компаниях-недропользователях без разрешения государства, или, например, недвижимость. На это следует обратить внимание. И это же породит коррупцию в комиссиях по принятию решений», — заметил Г.Хусаинов.
При этом эксперт сообщил, что в самом процессе легализации сложно придумать что-то новое. Казахстанские законодатели использовали весь имеющийся опыт.
«По данным Нацбанка РК, в 2001 году было возвращено порядка $480 млн, в 2006 году уже $6,8 млрд, что выше в 14 раз. Это хороший результат. Но здесь нужно понимать одну особенность. До 2001 года основной заработок у нашего «истеблишмента» основывался на приватизации имущества, что нельзя отнести к теневой экономике, а бытовая коррупция не является столь масштабной, чтобы образовывать капитал для возврата. Как правило, доход от бытовой коррупции остается в экономике. В период с 2001 по 2006 годы был значительный рост экономики и в этот период образовалась основная масса теневого капитала. Поэтому оценить, какая из легализаций прошла успешнее сложно», — пояснил Г.Хусаинов.
Также эксперт подчеркнул, что необходимо обратить внимание на бюрократическую процедуру легализации, чтобы был отработан механизм быстрого принятия решений, а не провоцировать замкнутый круг для того, чтобы легализация порождала еще коррупцию.
Напомним, с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года в Казахстане пройдет амнистия капитала и легализация имущества. Ожидается, что Казахстан выведет «из тени» имущества, включая деньги, на сумму порядка 2 трлн тенге или около $11 млрд.
Ирина Ярунина
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript