В Казахстан скоро поставят 120 тысяч тонн ГСМ
Zakon.kz
Бесценный груз РК получит до конца этого года из России и Беларуси.
Около 120 тысяч тонн ГСМ получит Казахстан до конца этого года. Основные поставки запланированы из России и Беларуси. Однако россияне сейчас сами испытывают нехватку топлива из-за простоя некоторых НПЗ и увеличения объемов потребления на внутреннем рынке, сообщает телеканал "Алматы".
Вопрос нехватки горючего и его удорожания не находит ответа как в Казахстане, так и на территории его основного партнера по поставкам — России. Госдума одобрила повышение акцизов на бензин, что напрямую повлияет на стоимость топлива со следующего года в сторону удорожания до 15%. Однако сейчас на цену большее давление оказывают валютные колебания.
«Есть еще скачок из-за того, что доллар и евро подорожали к национальной валюте. Это в основном из-за валютных рисков, конечно. Потому что у нас сейчас есть привязка, потому что цена у нас с этим больше связана была, не как с дефицитом», - сказал пресс-секретарь Министерства энергетики РФ Ольга Голант.
Дефицит бензина в России откликнулся и в Казахстане. Причиной сокращения поставок стало увеличение потребления на собственном рынке РФ, аварийный простой нескольких НПЗ в октябре этого года, а также большая разница в ценах двух стран. А вот казахстанцы нехватку топлива начали ощущать еще с марта этого года. Тогда же поднялась и цена на горючее. Для стабилизации ситуации правительство предприняло несколько шагов: увеличена загрузка отечественных НПЗ, перенесен плановый ремонт Шымкентского завода с октября этого года на март следующего, а также увеличены объем и география импорта ГСМ: Россия, Беларусия, Финляндия и Румыния.
«С целью покрытия недостающих объемов светлых нефтепродуктов в соответствии с соглашением между правительством Казахстана и России были подписаны индикативные балансы нефтепродуктов, предусматривающие беспошлинные поставки из России в Казахстан в 2014 году 958 тысяч тонн автобензина и 470 тысяч тонн дизтоплива», - отметил первый вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин.
120 тысяч тонн 92 бензина до конца года планирует завезти в Казахстан нацкомпания «КазМунайГаз». Впрочем, импортировать топливо могут и частные предприниматели. А вот увеличения поставок с отечественных НПЗ пока ждать не стоит. До 2016 года заводы на реконструкции и модернизации. Если раньше мощность предприятий была до 14 с половиной миллиона тонн топлива в год, то после ремонта на 4 миллиона тонн станет больше. Но и качество не будет уступать евростандартам. По прогнозам отечественных экспертов, нужды в импорте уже не будет.
«На наших заводах в среднем глубина переработки - 50-60 процентов, то есть мы только извлекаем 50-60 процентов светлых нефтепродуктов — это бензин, дизельное топливо, остальное уходит в осадок, остаток. А если мы увеличим глубину до 95-98, то есть мы выжимаем все что есть, бензин, дизельное топливо - объем увеличивается», - объяснил вице-президент Национальной инженерной академии РК Надир Надиров.
Ежегодно в Казахстане добывается около 80 миллионов тонн нефти. Из них на переработку для внутренних нужд остается 14 миллионов тонн, остальное — на экспорт. Однако для полного обеспечения казахстанцев горючим импортируется еще около двух миллионов тонн нефтепродуктов. Насколько изменится ситуация после модернизации НПЗ, покажет только время.
Амина Абдрахманова, Талап Сагимбаев
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript