Вопрос критериев достаточной переработки на свободных складах может быть рассмотрен в ущерб отечественным производителям
Вопрос критериев достаточной переработки на свободных складах может быть рассмотрен в ущерб отечественным производителям
Несмотря на принципиальные разногласия между странами, Евразийская экономическая комиссия продолжает рассмотрение проекта Единого перечня критериев достаточной переработки на свободных складах на три страны ТС и ЕЭП, сообщает Рalata.kz.
Критерии достаточной переработки используются в целях освобождения товаров от таможенных пошлин и налогов при их вывозе со специальной экономической зоны и свободного склада на территорию Таможенного союза.
Отметим, что отечественным бизнес-сообществом проводимая работа ЕЭК в отношении чувствительного вопроса критериев достаточной переработки по свободным складам воспринимается негативно.
В Договоре о ЕЭС по данному вопросу у Республики Казахстан сохранен переходный период до 1 января 2017 года. В РК вопрос свободных складов регулируется Постановлением Правительства РК от 16 июля 2014 года № 793 (ранее ППРК № 1647 от 22.10.09г.) в котором отражены достаточно выгодные условия и критерии достаточной переработки для бизнес-сообщества РК.
В настоящее время в Республике Казахстан функционируют 9 СЭЗ, насчитывающих порядка 500 резидентов, и более 80 владельцев свободных складов. Основными владельцами Свободных складов являются предприниматели в сфере машиностроения, пищевой, химической, горно-металлургической, медицинской промышленности и т.д. В ряде случаев, это совершенно новые производства и отрасли экономики (железнодорожные локомотивы, автомобили, бытовая техника и т.д.).
В случае принятия Единого перечня только в сфере пищевой промышленности потери исчисляются миллиардами тенге, а в случае с машиностроением возможные потери исчисляются миллионами евро.
Нетрудно предположить, чем данные потери обернутся для предприятий в столь важных сферах промышленности.
1) Увеличится себестоимость выпускаемой техники, за счет взимания таможенных пошлин в среднем на 15%;
2) Упадут продажи в 5-6 раз, т.к. будут увеличены розничные цены;
3) Будут остановлены экспортные операции и выход на новые рынки из-за ценовой неконкурентоспособности;
4) Сокращение прибыли, и спад продаж приведут к приостановке разработок новых направлений;
5) Спад производства приведет к вынужденному сокращению рабочих мест;
6) Значительно сократятся налоговые выплаты в бюджет;
7) В РК «хлынут» дешевые, но небезопасные, неэкологичные товары китайского производства;
8) У отечественных предприятий появятся значительные сложности в возврате вложенных инвестиций со стороны государства.
Стоит учесть, что льготы, получаемые в рамках режима «Свободный склад», позволяют предприятиям направлять полученные средства на модернизацию оборудования, расширение и увеличение производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, создавать конкурентоспособную продукцию.
Во-вторых, вышеуказанный перечень условий определяется Комиссией таможенного союза консенсусом. По информации ЕЭК данный вопрос рассматривается с 2010 года, однако на сегодняшний день договоренности не достигнуты. Соответственно консенсуса между странами нет и дальнейшее его рассмотрение нецелесообразно.
В-третьих, Российская Федерация на постоянной основе в своих предложениях отражает необходимость сохранения действующих критериев для предпринимателей РФ на территории Особой экономической зоны в Калининградской области. Аналогичные договоренности были достигнуты в Договоре о ЕЭС, и для Республики Казахстан, т.е. использовать национальные критерии достаточной переработки до 2017 года.
Учитывая вышеизложенное, НПП РК придерживается мнения о необходимости сохранить право за Республикой Казахстан определять условия и критерии достаточной переработки на национальном уровне, согласно достигнутым договоренностям в Договоре о ЕЭС.
С проектом Перечня условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза можно ознакомиться здесь.