Как поддержать производство в РК, не закрывая границу с РФ
Как поддержать производство в РК, не закрывая границу с РФ
Какие меры господдержки могут стимулировать казахстанских производителей и почему розничные торговые сети неохотно торгуют отечественными товарами, рассказал в интервью Forbes.kz заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» Нуржан Альтаев
F: Нуржан Бауыржанович, НПП предлагала ввести ограничения на поставку ряда товаров из России, но первый вице-премьер РК Бакытжан Сагинтаев в пятницу, 6 февраля, заявил, что Казахстан не намерен ограничивать импорт из России. Какие еще меры по поддержке отечественных производителей в условиях падения рубля предлагает НПП?
- Сейчас необходимо предоставлять точечные субсидии предприятиям, которые испытывают серьезные трудности в связи с падением курса рубля. Приоритет в этом случае надо отдать предприятиям пищевой промышленности. Некоторые предприниматели, особенно экспортеры, требовали, чтобы все-таки была проведена корректировка курса тенге. Но должен подчеркнуть, что это не однозначное мнение всех предпринимателей. Большая часть бизнесменов выступала за то, что если и будет корректировка тенге, то ее необходимо провести плавно.
F: Вы включили девальвацию тенге в предлагаемые палатой меры поддержки?
- Сейчас мы говорим больше о том, что мы должны поддержать товаропроизводителей тремя основными мерами. Девальвация сюда не входит.
Вся надежда - на государство.
F: Два вида поддержки понятны: ограничение импорта и субсидии. А какой третий?
- Третья мера поддержки касается государственных закупок. Мы хотим в закупках государственных органов, национальных и крупных компаний обеспечить казахстанское содержание. Наверное, это самый эффективный способ. К тому же отмечу, что и в России им пользуются. А мы в течение нескольких лет не могли обеспечить высокий уровень казахстанского содержания в закупках.
F: По каким причинам?
- Произошло это в силу многих причин. В том числе - в силу требований нормативных актов, законодательства о государственных закупках. Сейчас нужно бросить все силы на то, чтобы договорится с крупными компаниями о приобретении ими казахстанской продукции. В той же России несколько недель назад был принят указ о недопущении контрафактных товаров, который в целом направлен на защиту российского производителя. На это же направлены силы практически всех государственных органов России, в том числе правоохранительных.
F: Вы планируете увеличивать долю казахстанского содержания через изменения в законодательстве?
- В сложившейся ситуации у нас нет на это времени, ведь внесение изменений в законодательство может затянуться. Мы стараемся договориться с компаниями, чтобы они поддержали отечественных производителей. Конечно, параллельно мы работаем и над внесением изменений в законодательство.
Отмечу, что в России своих производителей защищают не только на законодательном уровне. Один из казахстанских предпринимателей рассказал мне, что поставлял свою продукцию крупной российской компании. Однако в этом году ему не удалось продлить данный контракт. Нашему производителю объяснили, что губернатор области запретил покупать необходимую компании продукцию у иностранных производителей, сославшись на команду из центра. Покупатели объяснили, что теперь будут закупать только российские товары, так как боятся проблем, которые может устроить губернатор.
F: Наши акимы тоже будут так договариваться с бизнесом?
- У нас законодательство более демократичное. В России местные исполнительные и правоохранительные органы имеют сильное влияние на бизнес. У нас - система рыночной экономики, политика минимального вмешательства властей в деятельность предпринимателей.
F: Может быть, по этой причине нам и необходимо на законодательном уровне закрепить поддержку казахстанских производителей?
- Договариваться с компаниями о поддержке отечественного производителя лучше не силовыми методами, но параллельно вносить изменения в нормативно-правовые акты. Но мы не можем издать указ, который обяжет всех покупать отечественные продукты. Казахстанцы могут проголосовать кошельком, исходя из патриотизма.
Торговые сети отказались от 1 млрд тенге.
F: Бакытжан Сагинтаев недавно заявил, что правительство выделяет 1 млрд тенге на аренду полок в супермаркетах для казахстанских товаров. Это - одна из мер по поддержке отечественных производителей. Она уже работает?
- Мы встретились с крупными ретейлерами, которые сказали, что субсидировать их не надо, и обещали предоставить эти полки бесплатно.
F: Почему же они не делали этого раньше?
- Проблема в том, что у казахстанских производителей нет цикличности поставок. Крупные иностранные поставщики никогда не срывают поставки, в отличие от наших. Также произведенная в Казахстане продукция не всегда соответствует требованием ретейлеров и зачастую не является узнаваемой.
F: На что теперь пойдет выделенный из бюджета миллиард?
- Сейчас мы готовим предложение об использовании этих средств на продвижение наших товаров, на их рекламу и предпродажную подготовку. Представители крупного ретейла также считают, что эти деньги лучше отдать производителям на рекламу товара.
Китай как рынок сбыта.
F: Для некоторых отечественных производителей Россия была основным рынком сбыта, который они теперь рискуют потерять. Куда еще Казахстан может поставлять свою продукцию?
- Мы видим, что наши экспортеры ориентируются в основном на российский рынок, хотя рядом у нас есть огромный рынок в лице Китая.
F: Хотите сказать, что мы сможем поставлять продукцию в Китай?!
- Да, они заинтересованы в приобретении ряда пищевых товаров. Допустим, соевые бобы и мясо они готовы закупать у нас. Но соевые бобы мы вообще не выращиваем, а мяса у нас самих недостаточно. Однако мы должны своих предпринимателей ориентировать на производство тех продуктов, которые пользуются высоким спросом.
F: Как это сделать?
- Сейчас НПП занимается разработкой «Карты индустриализации», в рамках которой мы рассматриваем все регионы страны на возможность и целесообразность запуска в них различных видов производства.
F: Разве эта работа не предусмотрена в рамках госпрограммы ИИР?
- Когда эта программа стартовала, я думал, что она захватит эту тему. Но в нее включали проекты без всякого анализа. В рамках ИИР зачастую в одном районе запускались аналогичные предприятия, в чем совершенно не было нужды. Мы сделаем карту каждого региона, которая позволит определить, какое производство в этом регионе необходимо развивать, исходя из климатических условий, близости сырья и многих других аспектов. Мы хотим рассмотреть каждый районный центр в отдельности, и на основе этого анализа поднимать производство. Мы намерены подготовить такую карту по все областям и обязательно будем отслеживать, чтобы предприятия не дублировали друг друга.
F: Когда будет завершена эта работа?
- Думаю, до конца 2015 мы полностью подготовим карту.