Обанкротившиеся в 1990-х годах промпредприятия выпали из зоны внимания госорганов РК
Zakon.kz
Ликвидированные предприятия исключаются из государственной базы данных юридических лиц с указанием основания ликвидации.
Обанкротившиеся и приватизированные в 1990-х годах крупные казахстанские промышленные предприятия выпали из зоны внимания госорганов, следует из ответа комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов РК.
Ликвидированные предприятия исключаются из государственной базы данных юридических лиц с указанием основания ликвидации. Сведений об отдельном реестре закрытых предприятий комитет не имеет, говорится в ответе комитета госимущества и приватизации минфина на запрос КазТАГ.
Между тем, по данным Казахстанского института развития индустрии (КИРИ), на момент выхода в свет 22 июня 1991 года программы разгосударствления и приватизации на 1991 год, для целей приватизации насчитывалось около 21 тыс. полностью государственных предприятий. Из этого списка, по мнению экспертов института, можно исключить 17,5 тыс. небольших предприятий общественного питания, торговли и сферы услуг. Однако число крупных предприятий могло бы быть выше в 3 раза из-за того, что не все из них имели самостоятельный балансовый учет, считают в аналитической организации.
Согласно информации главы комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов Казахстана Эдуарда Утепова, на купонных аукционах 1993-1994 годов были полностью проданы акции 1529 акционерных обществ. В 1996-1998 годах были проданы госпакеты акций и госдоли 2615 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью. Крупные предприятия приватизировались по индивидуальным проектам. В течение 1996-1997 годов были проданы 94 предприятия, говорится в письме ведомства.
«Приватизируемым предприятиям ставились условия по инвестициям в основное производство, их срокам, объемам и направлениям, росту производства основной номенклатуры и обязательствам по выплате долгов предприятия по зарплате, бюджету и поставщикам», - сообщили в государственном органе.
По мнению Э. Утепова, основными причинами несостоятельности предприятий после 1990 года были развал межэкономических связей и галопирующая инфляция. Передача в частные руки предприятий была призвана создать условия для становления института частной собственности, который, в свою очередь, должен был стать основой перехода страны к рыночной экономике.
Между тем в КИРИ считают, что во многом виноваты разрыв практически всех производственных связей, разбалансировка спроса и предложения, связанная с отходом от глобального планирования, огромный кризис неплатежей, сопровождавшийся практически повсеместным переходом на систему бартерных взаимоотношений контрагентов.
Кроме того, имело место резкое падение покупательской способности, невозможность проводить восстановление основных фондов, приведшее к усиленному износу основного технологического оборудования на большинстве предприятий. Выпускаемая продукция имела низкую конкурентоспособность в сравнении с зарубежными аналогами.
«Это было связано как с отсутствием системы быстрого и гибкого реагирования на запросы потребителей, так и опыта маркетинговой работы и продвижения продукции на рынке», - говорится в письме института агентству КазТАГ.
В информационном запросе КазТАГ были приведены примеры таких предприятий, как Алматинский завод тяжелого машиностроения, Шымкентский шинный завод и завод по переработке пластмасс «Кызыл-ту» в Алматы, которые успешно работали в советское время и выпускали продукцию, востребованную на всем пространстве СССР.
По данным КИРИ, в результате преобразования Алматинского завода тяжелого машиностроения в акционерное общество, государственный пакет акций составил 31,9% от уставного капитала. В 1998 году была осуществлена продажа указанного пакета акций на инвестиционном тендере ТОО «Темир-Кон». Согласно договору купли-продажи от 18 февраля 1998 года, компания приняла обязательства по инвестированию предприятия и погашению различных кредиторских задолженностей общества, которые были выполнены в установленные сроки.
Кроме того, было принято обязательство по сохранению профиля деятельности, обеспечению сохранения и увеличения объемов производства по сравнению с объемами 1997 года, а также выполнению стандартов технологической и экологической безопасности при осуществлении деятельности. В настоящее время владельцем 86,87% акций АО «АЗТМ» является ТОО «PLS-TM», которым обеспечивается сохранение профиля деятельности предприятия. В 2014 году АО «АЗТМ» произвело 544 тонны продукции на сумму Т387 млн, указывается в выкладке комитета индустриального развития и промышленной безопасности министерства по инвестициям и развитию (МИР).
Шымкентский шинный завод, другой пример приватизации, остановился в середине 1990-х годов и с тех пор практически не работает, говорится в ответе КИРИ. На предприятии несколько раз менялись владельцы, делались попытки запустить производство, однако, проработав 1-3 мес., завод останавливался из-за отсутствия рынка сбыта и дефицита сырья. По данным комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР, завод был оснащен оборудованием передовых технологий, соответствующих западным стандартам того времени: «Бюллер Миат», «Репике» (Франция), «Пирелли», «Фага» (Италия), «АМФ» (США). Работа предприятия полностью ориентирована на привозное сырье.
«Шымкентский шинный завод являлся единственным предприятием в Центрально-Азиатском регионе по выпуску шинной продукции всех видов легковых, грузовых и специальных автомобилей, а также шин для сельскохозяйственной техники. После приобретения в 2004 году акций шинного завода отечественной компанией АО «Корпорация «Ордабасы» и вложения $36 млн инвестиций АО «Incomtyre» (бывшее АО «ИнтерКомШина») в виде кредитной линии, в 2005 году было возобновлено производство автошин (за 2005 год произведено 250 тыс. штук шин по 30 наименованиям на Т1,8 млрд.). С 2005 года до июля 2008 года завод функционировал как АО «Incomtyre», - говорится в письме комитета по индустриальному развитию.
«Однако, после многолетнего простаивания (с 2006 года) и согласно решению единственного акционера АО «Incomtyre» от 8 июля 2008 года, принято решение о ликвидации АО «Incomtyre» на основании ст. 35 п. 4 закона РК «Об акционерных обществах» от 13.05.2003 года. С 2008 года имущество комплекса бывшего шинного завода находится в доверительном управлении у ТОО «Технокомплекс «Оңтүстік», которое занимается реализацией шин на складах, а также оказывает услуги железнодорожного транспорта (отстой вагонов, маневровые работы и т.д.). Предприятием разрабатывается проект по возобновлению производства железнодорожных прокладок амортизаторов в цехе резинотехнических изделий. В дальнейших планах предприятия предусматривается на базе имеющихся сооружений и инфраструктуры создание индустриального технопарка, с участием частного и государственного капитала», - сообщают в профильном ведомстве.
«С 2010 года собственник решил сменить профиль данного объекта и создать на территории шинного комплекса промышленную зону – индустриальная зона «Ордабасы». Для реализации проекта руководство завода привлекло турецкую компанию Ostim, с использованием передовых международных технологий в области создания технопарков и организованных промышленных зон, а также с привлечением крупных турецких предпринимателей. Идет поиск инвесторов для реализации данного проекта. В настоящее время на территории индустриальной зоны «Ордабасы» размещены склады и производственные объекты», - резюмировали в комитете.
По имеющимся данным, владельцем завода является корпорация «Ордабасы», которая на площадях завода запустила первую частную индустриальную зону, говорится в ответе КИРИ. Завод по переработке пластмасс «Кызыл-ту» в Алматы также прекратил свое существование в 1990-х годах, отмечают в институте. В настоящее время на его площадях располагается торговый дом «Асыл».
С точки зрения логики, можно предположить, что все закрытые в 1990-е годы предприятия можно было бы эффективно использовать в качестве площадок для проектов ФИИР. Однако из-за недостатка координации и учета сейчас индустриальные объекты создаются заново при выделяемой государственной поддержке. КазТАГ будет отслеживать процессы деиндустриализации бывших государственных предприятий Казахстана, оказавшихся в руках частных руководителей, чтобы сравнить их с потенциальными успехами новой индустриализации.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript