Некоторым частным железнодорожным перевозчикам в Казахстане грозит банкротство
Некоторым частным железнодорожным перевозчикам в Казахстане грозит банкротство
Министерство по инвестициям и развитию РК взыскивает с частных железнодорожных перевозчиков около 2,5 млрд. тенге. Счетный комитет Казахстана считает, что эти средства являются перерасходом из субсидий, выделенных на социально значимые маршруты.
Эту проблему частные перевозчики вынесли сегодня на обсуждение Совета по защите прав предпринимателей в Национальной палате предпринимателей Казахстана «Атамекен».
Как объяснил директор департамента правовой защиты предпринимателей НПП Олег Савеленко, проблема не решается уже два года. В декабре 2013 года в то время Министерство транспорта и коммуникаций РК направило исковые заявления в суд по взысканию денежных средств. Свыше 2,5 млрд. тенге взыскивались с перевозчиков, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, в том числе по социально значимым межобластным сообщениям. По его словам, это деньги, которые были выплачены перевозчикам в виде госсубсидий.
Основанием для взыскания стало постановление Счетного комитета от 3 июля 2013 года, составленное в результате финансового контроля по реализации бюджетных программ по субсидированию пассажирских перевозок 2010-2012 годы.
Как отмечает Олег Савеленко, изучение документов и нормативно-правовых актов показывает, что госорганы нарушают права и законные интересы самих компаний-перевозчиков. Отмечается, что субсидии ежегодно выплачиваются перевозчикам на основании заключаемого договора с 1 января по 31 декабря соответствующего года. При этом процедура выплаты и начисления субсидий установлена законодательством, требования которого со стороны перевозчиков были выполнены надлежащим образом, и у Счетного комитета претензии к самим перевозчикам не было, говорит Олег Савеленко.
«Вместе с тем, со стороны госорганов, а мы говорим на тот момент о Министерстве транспорта и коммуникации РК и Агентстве РК по регулированию естественных монополий, были допущены несвоевременные утверждения и применение временного понижающего коэффициента на услуги АО «Қазақстан темір жолы» как оператора магистральной железнодорожной сети. В результате чего перевозчики в 2010, 2011, 2012 годах понесли дополнительные расходы на оплату услуг КТЖ. Эти дополнительные расходы перевозчиков Счетным комитетом расценены как перерасход госсубсидий», - пояснил он.
Гендиректор ТОО «Пассажирская компания «Туран-Экспресс» Роман Ботабеков утверждает, что некоторые компании не смогут погасить такую сумму, если дело не решится в их пользу.
«Если дело закроют не в нашу пользу, то будут сотни, тысячи безработных. Компании вынуждены будут объявить себя банкротом. С нас взыскивают 200 млн., у «Пассажирских перевозок» - 2 млрд., от других перевозчиков - 80-90 млн. Это колоссальные деньги. Компания их просто никогда не сможет отдать. Она просто вынуждена будет объявить себя банкротом и распустить рабочих. Но можно привлечь экспертов и легко доказать, что лишних государственных субсидии нами использовано не было», - рассказал Роман Ботабеков.
По его данным, государство ежегодно на субсидирование более 80 социально значимых маршрутов выделяет около 20 млрд. тенге. Большая часть этих денег выделяется основному оператору - АО «Пассажирские перевозки».
Автор: Дамир Байманов
Читайте также