У «серого» авторынка нет светлого будущего
У «серого» авторынка нет светлого будущего
Право отдельного человека свободно продавать и покупать личные автомобили, как и свобода слова, священна, сообщает Вnews.kz. Совсем другое дело, когда это становится бизнесом.
Ситуация, при которой физлица или небольшие фирмы занимаются перепродажей авто по законам дикого рынка, нетерпима. На самом деле, «серый авторынок», - это эвфемизм понятия теневая экономика. И бороться с ним надо также системно и последовательно.
Тени на плетень
Как и любая тень, контрафактная экономика не может существовать без самого предмета, в данном случае легальной экономики. Она привлекательна только по одной причине - не платит налогов и других отчислений. При этом она пользуется всеми благами, которые создаются налогоплательщиками. По сути, теневая экономика - это паразит на теле законопослушного большинства.
По оценкам экспертов, в теневом секторе планеты ежегодно создается около $10 трлн. добавленной стоимости. Всемирный банк оценил объем теневого оборота в экономике Казахстана в 2012 году в 19,2 % к ВВП или порядка $40 млрд. по текущему курсу.
Самое безобидное ее проявление - так называемая, неофициальная, то есть, легальные виды бизнеса и при этом уклонение от налогов. Изменив отношение государства к бизнесу, как доказывает мировая практика, размеры «тени» можно существенно снизить.
По мнению некоторых экспертов, ежегодный объем теневого авторынка в стране может равняться $2-3 млрд. А в кризисные для легальной торговли времена, он наоборот повышается. Например, законопослушным гражданам неприятно видеть на улицах южных городов, особенно Алматы, казахстанцев, гордо восседающих за рулем иномарок с кыргызскими номерами.
Сейчас каждый может через интернет легко посчитать сколько стоит, к примеру, законная растаможка «Лексуса» объемом 5.7 литра и ежегодные налоги, которые таким образом проходят мимо казны. И сколько токсичных отходов он выбрасывает за год в режиме алматинских пробок. При этом, не вкладывая ни копейки на улучшение дорог и охрану окружающей среды. В основном, конечно, авто с номерами KGBH поскромнее, но зато и воздух в южной столице, они уж точно не озонируют...
Словом, при теневой продаже автомобилей мы имеем весь букет сопутствующих «заболеваний» - сокрытие налогов, отсутствие сервиса, ответственности за товар, обман покупателей, нарушения норм безопасности и урон экологии.
В настоящее время в Казахстан есть все объективные предпосылки серьезно снизить уровень «серой» экономики, в том числе и авторынка.
Одним из действенных методов контроля может стать введение безналичного расчета при оформлении сделок по продаже автомобиля. Как отмечают эксперты, это обеспечивает полную прозрачность рынка. Минэкономики и Минфин смогут мониторить все сделки по автомашинам, что резко сократит число лазеек для любителей уклоняться от налогов. А честному человеку бояться такой процедуры нет оснований.
Кстати, физическим лицам, которые завезли по несколько автомобилей с целью их дальнейшей перепродажи, согласно действующему законодательству, если решат продать автомобиль менее чем через год, придется платить все налоги, включая НДС.
Сертификат зрелости
К исключительно важным мерам по «цивилизации» внутреннего авторынка относится система сертификации ввозимых в РК авто. Чтобы создать качественный контроль за представителями автомобильных брендов, в особенности Китая, включая коммерческую технику, на предмет соответствия обязательным экологическим стандартам Евро-4, необходимо создать специальные лаборатории по сертификации.
Собственная техническая база позволит надежно сертифицировать отечественное производство на основе нового технического регламента 2015 года. И, конечно, не придется ездить в другие страны, чтобы там сертифицировать автомобили казахстанской сборки.
Эксперты АКАБ рекомендуют создание единой большой современной лаборатории на территории Южного Казахстана. Это связано с хорошими климатическими условиями, на протяжении 9 месяцев в году, необходимых для прохождения дорожных тестов. Взамен мы получим возможность выдавать одобрения типа транспортного средства (ТС) внутри страны, контролируя не только производителей в Казахстане, но и импортеров и физических лиц, которые ввозят автомобили к нам в страну.
А нынешняя ситуация, когда приходится ездить в Россию за получением сертификата - нонсенс. Тем более, что Дмитриевский полигон там работает всего 6 месяцев в год, и это создает дополнительные сложности по срокам.
Представители ассоциации автобизнеса подчеркивают необходимость во ходе внедрения механизма сертификации максимально подробно и доступно разъяснять населению ее преимуществ. Потребитель должен иметь исчерпывающую и легкодоступную информацию о том, что можно ввозить, нормы, комплектация и техническое состояние авто, чтобы в первую очередь не пострадали сами граждане. Но путаница - это не только потеря времени и нервов, а еще и отличная лазейка для коррупции.
Вот один из ярких примеров остроты проблемы. Комитет технического регулирования и метрологии МИР РК в ходе проверки только одного неофициального автоцентра столицы выявил 15 автомобилей, не соответствующих стандартам и не имеющих сертификаты соответствия и безопасности.
Необходим также дополнительный контроль со стороны общественных организаций, НПП и бизнеса, чтобы несертифицированные автомобили вообще не попадали в страну.
Главная причина таких строгостей по сертификации автомобилей - это снижении потенциальных угроз жизни и здоровью граждан. Кроме того, нынешнее положение дел ставит официальных дилеров в заведомо невыгодное положение перед теневыми дельцами.
Кроме того, пора ввести механизм лицензирования участников авторынка. В этом нет никакой дискриминации, напротив, все окажутся в равных условиях. Прозрачными станут все детали - от добавленной стоимости на каждую модель машины до происхождения товара. Кроме того, повысится собираемость налогов и качество ввозимых автомобилей. В конечном счете, от этой меры выиграет потребитель.
Данный механизм необходим и для цивилизованного ценообразования среди членов ЕЭАС. Ожидается, что в течение нескольких лет Казахстан и Россия придут к полной гармонизации цен на рынке.
Кстати, бум поездок в Россию с любовью к дешевым автомобилям практически сошел на нет. Рисковать сбережениями при нынешнем ценообразовании на авто в РК и РФ уже просто бессмысленно. Оценка ценообразования автомобилей в дилерских центрах Казахстана показали - разница не велика, и она будет «съедена» затратами на дорогу и прочими накладными расходами.
Как рассказал газете «Курсивъ» управляющий директор «Астана Моторс» Антон Афонин, сейчас уже нет смысла ехать за авто в Россию. В январе фирма объявила акцию со скидками на все модели Hyundai до -30% за свой счет. Рост продаж показал, что лишь правильное ценовое позиционирование способно изменить ситуацию на рынке. «После этого компания Hyundai пошла нам навстречу: все авто 2015 года мы получаем по ценам, максимально близким к российским. По этим моделям производителем были предложены новые цены, практически не отличающиеся от российских. С учетом значительного укрепления рубля в последние недели, повышения цен в РФ нет абсолютно никакого смысла ехать за этими автомобилями в Россию», - подчеркнул он.
Стоит отметить, что большинство казахстанских дилеров иностранных автомобилей добиваются от производителей скидок, близких к РФ. Причина очевидна - при прозрачных таможенных границах внутри ЕАЭС, существенной разницы в цене быть не должно.
Как говорится, ничего личного, просто цивилизованный бизнес.
Алия ТЕМИРОВА