О возможной отмене НДС в Казахстане – эксперты
Zakon.kz
Ряд представителей бизнес-сообщества высказали свое видение о том, как данная мера может в будущем отразиться на экономике страны.
Заявление президента РК Нурсултана Назарбаева на заседании правительства в Акорде о необходимости отмены налога на добавленную стоимость (НДС) и перехода на налог с продаж вызвала большой резонанс в обществе.Ряд представителей бизнес-сообщества высказали на страницах в Facebook свое видение о том, как данная мера может в будущем отразиться на экономике страны, пишет Радиоточка.
Так, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Рахим Ошакбаев считает, что поручение главы государства реформа может стать реальным прорывом в улучшении бизнес-климата и борьбе с теневой экономикой в Казахстане, но для начала надо понять саму концепцию в деталях.
«Понять, что это будет – налог с продаж или все-таки налог с оборота? В какой степени мы откажемся от НДС?», – пишет на своей странице в Facebook Рахим Ошакбаев.
По мнению эксперта, есть смысл обнулить ставку НДС на внутреннюю реализацию или полностью отказаться от него, оставив НДС на импорт, поскольку этот вид налога – серьезный источник поступлений в бюджет. К тому же, если сравнивать кассовым методом за налоговый год, то доходы бюджета от НДС на внутреннюю реализацию зачастую меньше, чем выплаты зачетного НДС экспортерам.
«Если сюда прибавить расходы на администрирование НДС со стороны государства и значительные затраты налогоплательщиков на ведение налогового учета НДС по внутренней реализации, возникающие при этом постоянные риски предпринимателей, что при проверке исключат зачетный НДС, общественные потери от наличия лжепредприятий, занимающихся так называемым «обналом» (а их существование оправдано только для уклонения от уплаты НДС), то мы увидим, что наличие института НДС на внутреннюю реализацию приносит значительный ущерб как государству, так и частному сектору», – отмечает заместитель председателя правления НПП.
Отмена НДС, по его мнению, значительно снизит правовые и налоговые риски для бизнеса.
«Например, бывали случаи, что при выявлении лжепредприятия налог на добавленную стоимость в выписанных лжепредприятием счетах-фактурах исключается из зачета не только у его контрагентов, но и по всей цепочке. В итоге шли доначисления, пеня, взимался штраф, возникали риски применения статьи 245 Уголовного Кодекса «Уклонение от уплаты налога с организаций» (по которой возможно лишение свободы до 10 лет)», – отмечает Рахим Ошакбаев.
Другая частая, по его словам, проблема – это возврат НДС при экспорте.
«По факту вернуть НДС живыми деньгами очень сложно. Бюджет крайне неохотно его возвращает. А если возвращает, то частями. Президент также прозрачно намекнул на коррупцию при возврате НДС. Я думаю, что с налогом с оборота таких проблем не будет, – уверен эксперт. – Вместе с тем, налог с оборота, в отличие от НДС, имеет каскадный эффект, т.е. при продаже товара каждый раз облагается вся стоимость товара, поэтому его размер не должен быть высоким. Например, если размер налога будет 3%, как при использовании специального налогового режима на основе упрощенной декларации, то при продаже, скажем, картошки по цепочке «производитель – оптовый продавец – розничный продавец», налог будет уплачен каждым звеном цепочки, в т. ч. будет начисляться налог на уже начисленный налог. В итоге сумма налога будет больше 9%, в зависимости от того, насколько будет увеличиваться цена при каждой последующей продаже. В реальной экономике цепочка до конечного потребителя может быть гораздо более длинной, поэтому размер налога должен очень небольшим, навскидку порядка от 1 до 3%. С точки зрения доходов бюджета, здесь возможно даже увеличение поступлений, поскольку уклоняться от небольшого и относительно простого налога предпринимателям бессмысленно».
Генеральный директор ТОО «СЕВ-ЕВРОДРАЙВ» Нуржан Булегенов, в свою очередь, уверен, что в таком «нельзя рубить с плеча».
«Налог с продаж или налог с оборота звучит очень привлекательно и сулит конечным потребителям низкие цены на товары и услуги. Так ли это на самом деле? – пишет Нуржан Булегенов на странице в Facebook. – Налог с оборота или налог с продаж в голом виде очень примитивен, прост для администрирования, понятен бизнесменам и потребителям. Низкий процент по сравнению с НДС кажется привлекательным и доступным. Почему же подавляющее большинство развитых стран используют НДС (США не в счет – там все сложно)? Если страна не банановая, то на это существуют причины: во-первых, распределение уплаты налога в бюджет между стадиями производственно-коммерческого цикла позволяет избежать каскадного эффекта, то есть многократного взимания налога с одной и той же стоимости. В современной экономике при производстве товаров или предоставлении услуг происходит множество затрат, поэтому наличие каскадного эффекта может привести к существенному увеличению суммы выплачиваемого налога. Чем больше глубина переработки, производства, тем более существенен каскадный эффект. В современном мире продукт становится все более сложным и комплексным. Он не будет упрощаться! На сегодня в себестоимости товара нет налога НДС. При налоге с оборота или продаж, этот налог будет «сидеть» в себестоимости, и его будет тем больше, чем сложнее налог», – уверен эксперт.
По его мнению, таким образом Казахстан будет стимулировать импорт и «убивать» любое начинание в производстве товаров с высокой добавленной стоимостью.
«Во-вторых, распределение обязанности по уплате налога в бюджет между различными налогоплательщиками позволяет минимизировать риски уклонения от налогообложения. В системе налога с продаж уклонение от налога розничным продавцом означает потерю всей суммы налога, в условиях НДС неуплата налога одним участником производственно-коммерческого цикла не исключает возможности получения этой же суммы на последующих стадиях производства (перепродажи). Это, естественно, не исключает наличия собственных, более сложных технологий уклонения от НДС. Я думаю, нужно просто улучшать нынешнее администрирование, повышать прозрачность, грамотность. И вместо того, чтобы отменять НДС, нужно его совершенствовать. Неужели ничего нельзя сделать с «плохой» практикой применения налогового законодательства?», – пишет Нуржан Булегенов.
В-третьих, как отмечает эксперт, НДС в условиях современной экономики позволяет «очистить» экспортируемые товары от национальных налогов и взимать косвенный налог по принципу «страны назначения».
«Не только освобождение от взимания НДС с экспортера, но и возможность возмещения НДС, уплаченного экспортером товара своим поставщикам, позволяет добиться того, что товары, экспортируемые из страны, применяющей НДС, будут полностью освобождены от национальных косвенных налогов и таким образом, национальное косвенное налогообложение не будет влиять на конкурентоспособность национального производства. С точки зрения конечного потребителя НДС полностью эквивалентен налогу с продаж — поскольку такой потребитель не может вычесть уплаченный продавцу налог, то для него сумма уплаченного налога — это и есть номинальное налоговое бремя. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой. С налогом от продаж мы полностью отдадим конкуренцию на съедение импортным товарам. Ведь в их себестоимости совсем не будет национальных налогов. А в себестоимости казахстанских товаров будет всегда нацналог. Посмотрите структуру расходов любого предприятия. В большинстве этих расходов есть НДС, который идет в зачет. Также как и НДС при импорте - он идет в зачет также как и НДС от внутренних расходов. Их делить неверно, на мой взгляд. Мы ратуем на диверсификацию экономики, за развитие обрабатывающего сектора. И чего мы добьемся с отменой НДС? Мы дадим возможность импортерам, будут радоваться перекупщики, торговля. Возрадуются ИП-шники, мелкие ТОО, занимающиеся торговлей. Что будет со средними предприятиями, с производством, с промышленностью?», – задается вопросом Нуржан Булегенов.
Другой эксперт – глава ТОО «BRB INVEST» Галим Хусаинов – отмечает, что пока сложно понять, что подразумевается под налогом с продаж.
«Ранее, в России, помимо НДС, был еще налог с продаж, который являлся региональным налогом, и ставка по нему определялась каждым регионом отдельно, но не выше ставки, установленной на федеральном уровне. В России, такой налог уплачивался только с розничных продаж, на вычеты не брался. Если в Казахстане вводить что-то подобное, то сложно сказать, насколько это будет оправдано, так как такой налог с розничных продаж не заменит всех поступлений от НДС, либо ставка должна быть очень высокой. Если же вводить наподобие налога с оборота, для всех предприятий, то такой налог может, наоборот, существенно превысить поступления по НДС, и он не будет зависеть от прибыли и уровня заработной платы. Но есть опасность, что такой налог в прямую разгонит инфляцию в стране, что скажется на потребительском спросе», – пишет на своей странице в Facebook эксперт.
В этом случае, по мнению Галима Хусаинова, не будет никаких возмещений из бюджета НДС, а процесс оплаты налогов упрощен.
«При этом, чем больше переделов в стране, тем больше налогов будет ложиться на конечного потребителя, так как на каждом переделе будет возникать налог с оборота, а мы же хотим, чтобы в Казахстане было много переделов производства и была высокая добавленная стоимость. Такой принцип налогообложения не будет стимулировать процесс переработки в стране», – резюмирует эксперт.
Вячеслав Щекунских, Корлан Калиева
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript