Доверие не исключает контроля
Доверие не исключает контроля
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» предлагает комплекс мер по защите внутреннего рынка
Это вызвано тем, что сложилась критическая ситуация с импортом дешевой, но небезопасной, для жизни и здоровья граждан, продукции.
О возможных изменениях в законодательстве заявил заместитель Председателя Правления Национальной палаты Рахим Ошакбаев, комментируя итоги расширенного заседания Президиума НПП с участием Премьер-министра РК Карима Масимова.
«Сегодня в страну поступает очень много товара, представляющего угрозу для жизни и здоровья наших граждан. Товара не соответствующего требованиям безопасности, в том числе и требованиям установленных в наднациональных технических регламентах (общих нормативно-правовых актах для всех стран ЕАЭС - прим.авт). В связи с этим мы информировали Правительство о том, что у нас очень низкая эффективность контроля по доступу на наш рынок некачественной продукции», - указал зампред НПП.
Руководство Палаты предлагает Правительству ввести единую систему интегрированного контроля по всему периметру границ с Россией и Кыргызстаном (который с 1 июля становится полноправным членом ЕАЭС). Как подчеркнул Рахим Ошакбаев, указанные меры защиты рынка абсолютно не ограничивают права на свободное перемещение товаров, средств производства и трудовых ресурсов в рамках экономического союза.
«Мы внимательно проанализировали законодательство ЕАЭС и проанализировали опыт наших коллег. Мы видим, что Российская Федерация осуществляет подобный интегрированный контроль в виде пунктов приема уведомлений, где «Россельхознадзор» вместе с «Роспотребнадзором», в первую очередь, обеспечивают соблюдение санкционного режима по недопуску определенной категории товаров на территорию РФ. И делают это достаточно успешно. Но помимо реализации этих функций, они также дополнительно смотрят за наличием ветеринарных сертификатов и прочей необходимой документации, чтобы не допускать на рынок России некачественную продукцию», - пояснил Рахим Ошакбаев.
По его мнению, законодательство ЕАЭС позволяют это сделать. Существуют принципиальные нормы, которые устанавливают, что формы контроля в сфере ветеринарии и технического регулирования в санитарно-эпидемиологической сфере отнесены к национальной компетенции и осуществляются национальным законодательством.
«Поэтому никаких препятствий для этого мы не видим, и сегодня получили многообещающий ответ от Премьер-министра. Он заявил, что Правительством уже принято решение о создании Государственной комиссии по контролю над контрафактной продукцией, в рамках которого будет рассмотрено наше предложение. И мы надеемся, что оно имеет все шансы быть реализованным»
По мнению Председателя Правления НПП Аблая Мырзахметова, это предложение не является элементом «торговых войн». И если казахстанская продукция в чем-то будет не соответствовать российским санитарным нормам, у соседей есть полное право запретить ее провоз и взыскать с нарушителя.
«Вы помните, что в марте-апреле мы, совместно с Комитетом по защите прав потребителя, выступили с инициативой массовых проверок продукции птицеводства и молочной… Аналогичные действия одновременно были предприняты российскими специалистами. Возможно, у кого-то возникло ощущение что это «торговые войны»: дескать, нам пытаются «зеркально» отвечать. На самом деле не нужно это политизировать, не нужно что-то искать… Это защитные меры, которые применяют в России и мы уважительно к этому относимся… Они отстаивают интересы своих потребителей, также как и мы должны защищать своих», - подчеркнул Аблай Мырзахметов.
Рахим Ошакбаев уточнил, что система единого интегрированного контроля на границах лишь часть комплекса мер, которые предлагают специалисты Национальной палаты.
В рамках первого направления предлагается осуществлять учет перемещения коммерческих товаров для целей налогообложения по линии Комитета государственных доходов Министерства финансов РК.
Вторым направлением станет контроль над соблюдением технических регламентов по линии Комитета технического регулирования МИР РК.
Третье направление - это санитарно-эпидемиологический контроль по линии Комитета защиты прав потребителей Миннацэкономики.
Реализацию четвертого направления обеспечит Комитет ветеринарного контроля и надзора МСХ РК.
Пятым направлением является фитосанитарный контроль по линии Комитета государственной инспекции в АПК МСХ РК.
Шестым, и не менее важным направлением, станет контроль над перемещением подакцизных товаров по линии Комитета по госдоходам Минфина.
Уделено внимание и транспортному контролю (седьмое направление), который будет реализован Комитетом автомобильно-транспортного контроля МИР РК. Возможно, Комитет предотвратит ввоз в Казахстан морально и физически устаревших автомобилей.
Восьмое - это пресечение реэкспорта товаров. На это направление деятельности Рахим Ошакбаев сделал особый акцент.
«Вы знаете, что с вступлением Казахстана в ВТО, ставки ввозных таможенных пошлин на более 3 171 товарных позиций будут ниже единого тарифа. И в этой связи необходимо будет обеспечить контроль над перемещением этих товаров в границах стран Таможенного союза, чтобы они не пересекали таможенной границы без дополнительной платы - платы за разницу в ставках. Пункты контроля могли бы осуществить эту функцию», - указал Р.Ошакбаев.
Девятым направлением станет мониторинг пересечения санкционной группы товаров, то есть тех, которые запрещены к транзиту по территории России.
«Вы, очевидно, знаете о последних заявлениях Россельхознадзора: запрещены к транзиту мясо птицы из США, рыбная продукция из Прибалтийских стран… По мнению российских коллег, эти товары под видом транзита в Казахстан, на самом деле, ввозятся в РФ. И перед странами-членами ЕАЭС стоит задача обеспечить эффективность подобного контроля», - отметил Р.Ошакбаев.
Еще одной мерой по защите казахстанского рынка является адаптация отечественного законодательства о казахстанском содержании с требованиями ЕАЭС и ВТО.
«Вы знаете, что Казахстан, как член ВТО, должен присоединиться к соглашению о правительственных закупках и предоставить национальный режим доступа к правительственным закупкам для других стран членов-ВТО. Также у нас есть определенные обязательства по закупкам квазигосударственного сектора и недропользователей. В этой связи Казахстан уже изъял преференции для отечественных поставщиков из законодательства о госзакупках. Но мы апеллируем к правоприменительной практике стран - членов ВТО, и, в том числе России, которая является как членом ВТО, так и членом ЕАЭС…
И мы предлагаем, подчеркнул Председатель Правления НПП Аблай Мырзахметов, к казахстанскому содержанию подойти дифференцированно, то есть не исключать этот вид поддержки полностью, а адаптировать его к новым условиям. Подобная оговорка сделана в РФ в Законе «О промышленной политике», в котором при закупках как квазигоссектора, так и госсектора устанавливается жесткий приоритет для товаров, произведенных в России, с оговоркой «в случаях, не противоречащих международным договорам». Правительство нас в этом поддерживает».