Ж. Айтжанова: переговоры по вступлению Казахстана в ВТО были самыми сложными
Zakon.kz
Министр по экономической интеграции РК впервые после завершения переговоров о вступлении Казахстана в ВТО выступила с разъяснениями.
Переговоры по вступлению Казахстана в ВТО оказались самыми сложными с момента создания всемирной организации. Об этом заявляют партнеры Казахстана по переговорам, а также секретариат Всемирной организации, сообщает Zakon.kz со ссылкой на министра по экономической интеграции РК Жанар Айтжанову.
Сегодня в СЦК глава ведомства впервые дала разъяснения по вступлению страны во Всемирную торговую организацию.
Переговорный процесс проходил по 4 основным направлениям. В приоритете были переговоры по вопросам сельского хозяйства, заявила министр.
- У нас около 40% населения проживает в сельской местности, и их доходы напрямую связаны с тем, какие у нас достижения в сельскохозяйственной отрасли. Поэтому , что касается объемов субсидирования сельского хозяйства, переговоры ведутся по тем формам субсидий, которые оказывают свое воздействие или влияние на себестоимость сельскохозяйственной продукции. Так называемая «зеленая корзина», куда входит помощь в строительстве инфраструктуры села, также исследования на сельскохозяйственные темы – это все может оказываться в рамках ВТО без какого либо ограничения в зависимости от бюджетных возможностей каждого государства – члена ВТО.
Что касается размера «желтой корзины» , по которой ведутся переговоры – это были сложные переговоры, которые повлияли на длительность нашего процесса вступления в ВТО, потому что для нас важен был не сам процесс вступления, а условия, с которыми мы будем вступать в ВТО. И поэтому наш результат переговорного процесса – это то, что нам удалось отстоять 8, 5 % от валовой сельскохозяйственной продукции, объем субсидирования сельхозотрасли. Нужно отметить, что таких результатов с момента формирования ВТО добились лишь Китай и Казахстан (…).
Что касается результатов переговоров по промышленным вопросам, (…) мы не будем отказываться от мер поддержки промышленной отрасли, но некоторые меры, которые не соответствуют нормам ВТО, мы будем приводить в соответствии с нормами ВТО, и с требованиями соглашения ВТО , и оказывать их через альтернативные механизмы государственной поддержки промышленных предприятий. В частности, по тем вопросам, которые были для нас наиболее чувствительны, это такие как наша поддержка промышленных предприятий в рамках специальных экономических зон, в рамках режима свободного склада , и для тех предприятий, которые занимаются машиностроением в рамках так называемого режима промышленной сборки, мы договорились о переходных периодах. То есть этих переходных периодов достаточно для того, чтобы мы сделали полный анализ тех видов поддержки, которые не соответствуют нормам ВТО, мы их уже знаем, и выработали альтернативные, легитимные с точки зрения норм ВТО меры поддержки данных предприятий. (…)
Как вы знаете, у нас закон по инвестициям предоставляет как иностранным, так и отечественным инвесторам, которые вкладывают свой капитал, и технологии в приоритетные отрасли экономики, налоговые льготы, и льготы по освобождению от импортных таможенных пошлин для ввоза комплектующих и сырья. Вот именно эти формы поддержки имеют право существовать с точки зрения норм ВТО, потому что они являются «горизонтальными». То есть любое предприятие, не зависимо от того, в каком регионе Казахстана находится, или в какую отрасль оно вкладывает, может иметь право получить эти преференции. То есть сейчас мы будем расширять и пересматривать те условия, которые существуют в рамках закона об инвестициях.
Что касается сектора услуг, Казахстан взял обязательства по либерализации ключевых секторов услуг через переходные периоды. На сегодня на секторы услуг приходится 54 % от ВВП. Как привило, мы обычно говорим о промышленных предприятиях, об их продукции. Но чем развитее экономика, тем больше в общей продукции занимает сектор услуг. Например, в Гонконге это около 98%. У нас на сегодня в таких ключевых секторах существуют очень либеральные условия, это такие как энергетические услуги, строительные услуги, транспортные услуги и торговля. По этим секторам мы закрепили тот режим, который сегодня существует в нашей законодательной базе для иностранных инвесторов, вкладывающих в эти отрасли экономики.
Что касается финансового сектора, здесь мы оговорили 5летний переходный период для финансового сектора, с целью разрешить для прямых филиалов иностранных банков и страховых компаний работать на территории Казахстана. Но, в то же время, мы будем к этим прямым филиалам предъявлять с целью обеспечения финансовой стабильности четкие требования и регулирование. То есть либерализация не означает, что будет дерегулирование этих секторов экономики. Либерализация означает , что будут четкие требования именно к этим банкам, и страховым компаниям.
Данное обязательство соответствует той задаче, которую поставил Глава государства по созданию в Астане международного финансового центра. То есть этот финансовый центр не сможет работать, если Казахстан будет закрыт для прямых филиалов иностранных банков и страховых компаний. Что касается управления пенсионным фондом, здесь мы сохранили требования о том, чтобы те компании, которые будут управлять и работать на нашем рынке, они создавали юридическое лицо на территории Казахстана, полностью подчинялись нашему регулированию, и также ограничение по капиталу именно таких компаний.
По телекоммуникационному сектору. Через 2,5 года после вступления Казахстана в ВТО мы отменяем 49% ограничение для участия иностранного капитала в тех копаниях, которые оказывают междугороднюю и международную фиксированную наземную связь. То есть, кроме «Казактелекома», во всех остальных компаниях, на сегодня их порядка 10, мы будем открывать наш рынок для иностранных инвестиций для тех компаний, которые будут оказывать эти виды услуг на нашем рынке.
Хотелось бы отметить, что ставки импортных таможенных пошлин, которые будут применяться после вступления Казахстана в ВТО, - здесь, как вы знаете, существует единая торговая политика, со странами членами Евразийского экономического союза, и от этой единой торговой политики у нас будет изъятие порядка на 3 500 товарных позиций. То есть у Казахстана пошлины будут ниже, чем в Евразийском экономическом союзе, или в едином таможенном тарифе нашего союза. Это обусловлено тем, что все переговоры , двусторонние, которые я отметила ранее, с 30-ю странами по доступу на рынок товаров, и с 15-ю странами членами всемирной организации по доступу на рынок услуг, они были завершены в 2009 году, до формирования Таможенного союза. Поэтому мы договорились о том, что Казахстан на переходный период 4 года , будет применять более низкие ставки импортных таможенных пошлин, по этим позициям. А через 4 года , совместно с нашими партнерами по евразийскому экономическому союзу мы начнем переговоры по гармонизации наших тарифных обязательств, уже внутри ВТО , - заключила Жанар Айтжанова.
Меруерт Шакенова, Астана
Фото: www.kazinform.kz
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript