Моногорода - ключ к развитию регионов Казахстана?
Моногорода - ключ к развитию регионов Казахстана?
Комментировать Критерии программы развития моногородов Казахстана будут пересмотрены. Об этом сообщил министр национальной экономики РК Ерболат Досаев. Обновленный план обещают представить к началу осени. Пока же на всех ступенях власти республики идут разговоры о том, что программа, изначально созданная для вывода ряда населенных пунктов страны из «депрессии», терпит поражение. Не спасают положение и заявленные якорные проекты, сообщает Аltaynews.kz.
На сегодняшний день программа развития моногородов является частью единой программы развития регионов. На специальном селекторном заседании Правительства с участием акимов моногородов были озвучены основные проблемные вопросы, связанные с реализацией программы.
В этом году в соответствии с комплексными планами развития моногородов из республиканского бюджета предусмотрено выделение 16,6 млрд тенге. Еще почти восемь миллиардов выделено из местных бюджетов. Стимулирование МСБ в моногородах осуществляется механизмами господдержки в виде субсидирования процентных ставок по кредитам до 10 процентов, выделением микрокредитов, а также грантов до трех миллионов тенге на создание новых производств.
По словам Премьер-Министра РК Карима Масимова, отрицательная сторона заключается в том, что использование ресурсов, выделенных из бюджетов всех уровней, большей частью шло на развитие ЖКХ, инфраструктуры в этих городах и, в меньшей степени, на развитие предпринимательства, для того, чтобы стимулировать эту активность.
В связи с этим в моногородах наблюдается снижение объемов промышленного производства, количества активно действующих предприятий малого и среднего бизнеса. Фактически, ключевые индикаторы программы во многих городах не достигнуты.
- Премьер-Министр дал поручение проработать и привести в порядок саму программу совместно с местными исполнительными органами, - отметил министр национальной экономики Ерболат Досаев.
- Сумма, которую предполагалось вложить в программу до 2020 года, - более одного триллиона тенге. Эти заявки были предложены местными органами с учетом потенциальных инвесторов. Но в силу складывающейся экономической ситуации мы предложили акимам городов и предпринимателям пересмотреть эти планы. На ближайшие три года будут пересмотрены все критерии программы.
Якорь тянет ко дну?
Напомним, программа развития моногородов стартовала по поручению Президента РК Нурсултана Назарбаева в 2012 году. Было отобрано 27 населенных пунктов с населением от 50 до 200 тысяч человек, в число которых вошли и четыре города Восточного Казахстана - Курчатов, Риддер, Зыряновск и Серебрянск. Также Правительство страны определило ключевые индикаторы программы. И вот здесь начинаются сложности. К примеру, в соответствии с комплексными планами развития моногородов, к 2015 году было запланировано увеличение объемов промышленного производства за счет реализации «якорных» инвестиционных проектов не менее, чем на 20 процентов в сравнении с 2011 годом. По информации акима Курчатова Нурбола Нургалиева, в моногороде этот показатель ниже уровня 2011 на 48,8 процента. Причиной такого спада в городском акимате называют прекращение работ по рекультивации земель Семипалатинского ядерного полигона, осуществлявшихся по международному контракту с США.
Не лучше обстоят дела и в других моногородах. Несмотря на то, что в прошлом году ситуация с Серебрянским заводом неорганических производств, казалось бы, улучшилась, предприятие до сих пор не вышло на полную рабочую мощность. Напомним, в прошлом году прорабатывался вопрос передачи активов СЗНП в АО «НК «Казахстан инжиниринг». Данная тема была поднята во время официального визита министра. Однако пока «якорь» Серебрянска не поднят. Неважно обстоят дела и с развитием туризма в Зыряновске. Проект горнолыжной базы, который тоже является «якорным», пока также находится в «спящем режиме». Запустить производство стройматериалов в Риддере должны были еще в 2013 году, но торжественного открытия так и не произошло.
В целом, из 48 проектов реализовано 16, и только шесть из них достигли 50 процентов проектной мощности. Не нужно быть экономистом или политиком, чтобы понять - это означает, что их продукция не востребована. Следующий вопрос возникает сам собой: зачем создавать и тратить государственные деньги на то, что в конечном итоге будет не развивать экономику моногородов, а топить ее?
К сожалению, на этот вопрос пока нет ответа. Зато есть цифры: в Курчатове доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась за почти четыре года со 180 до… 177 человек.
Не стоит однако думать, что бюджетные деньги канули в никуда. Миллиарды тенге, выделенные на развитие моногородов в рамках утвержденной программы, в основном, были потрачены на модернизацию инженерно-коммунальных сетей и текущее благоустройство.
Здесь важно вспомнить еще об одном ключевом индикаторе программы, который, по большому счету, и должен был диверсифицировать экономику моногородов - увеличение количества действующих предприятий малого и среднего бизнеса.
Во время обсуждения программы развития моногородов РК до 2020 года на заседании совета по региональной политике в Мажилисе Парламента РК депутат Серикжан Канаев сообщил о том, что снижение промышленного производства и рост безработицы в моногородах наблюдаются повсеместно. Кроме того, местные исполнительные органы не справляются с освоением средств, выделяемых на поддержку малого и среднего бизнеса. Количество микрокредитов, выданных населению в рамках этой программы, ничтожно мало.
- Снижение наблюдается: Аркалык, Жанатас, Курчатов, Зыряновск, Серебрянск, Степногорск, Балхаш, Сарань, Темиртау, Аксу, Жетикара и Каратау, - говорил Серикжан Канаев. - Это почти половина списка моногородов. Между тем, власти на местах отчитываются, что работа идет, якорные проекты реализуются. Но какой же это якорь, если он вызывает долги и рост безработицы? Как решить проблему?
В настоящий момент из 86 городов в РК 27 имеют статус моногорода, это почти каждый третий. По уровню социально-экономического развития шесть моногородов относятся к высокому потенциалу, 19 - к среднему, два - к низкому. В программе по развитию моногородов говорится, что среди основных проблем в них остается нехватка детских дошкольных организаций, низкая обеспеченность населения медицинскими кадрами. В частности в некоторых моногородах обеспеченность дошкольными учреждениями составляет всего 30%, хотя эта проблема стоит в целом перед всей страной.
По словам одного из депутатов Мажилиса РК Елнура Бейсенбаева, есть много разных сфер, которые можно было бы подтянуть в моногородах. Это развитие птицефабрик, МСБ, сферы услуг. То есть тех отраслей, которые будут давать людям работу, вне зависимости от наличия в городе крупного добывающего или промышленного производства. Говоря о поддержке МСБ, надо понимать, что она должна быть повсеместной, просто нужен четкий анализ и мониторинг экономической ситуации, понимание того, что необходимо развивать здесь и сейчас, а какие проекты могут подождать.
Если из моногородов сделать реальные точки роста с возможностью найти работу, нормальной инфраструктурой, жильем, то исчезнет и тот самый пресловутый дефицит кадров. Молодые люди будут оставаться на родине или возвращаться из областных центров и столиц. Этому может способствовать программа развития регионов, которая с начала года объединила в себе «Доступное жилье-2020», «Программу модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы», «Ак булак», «Программу развития моногородов на 2012 - 2020 годы» и «Программу развития регионов». Кроме того, она включает в себя мероприятия по поддержке малых городов, агломераций и приграничных территорий.
Такое объединение было вызвано в первую очередь тем, что указанные действующие программы включали ряд пересекающихся и повторяющихся показателей. В частности, практически во всех перечисленных содержались вопросы развития инженерных коммуникаций. Кроме того, из обновленного документа исключены меры, связанные с поддержкой бизнеса. Теперь микрокредитование, гранты и прочие возможности господдержки входят в программу «ДКБ-2020».
В целях повышения эффективности бюджетных расходов развитие инфраструктуры моногородов будет осуществляться с учетом долгосрочных перспектив их развития (развитие обрабатывающей промышленности, транспортно-промышленного и туристско-рекреационного потенциала) и оптимальной численности населения. Также будут предусмотрены меры по расширению и модернизации действующих производств, развитию МСБ, объектов социальной и инженерной инфраструктуры, строительству жилья, развитию государственных, финансовых и сервисных услуг.
Кроме того, по словам Ерболата Досаева, в рамках данной интеграции будет подготовлен отдельный план по развитию каждого моногорода, особенно это касается тех, где наблюдается спад экономического развития и снижение производства. Хочется верить, что подробный анализ и конкретные целевые трансферты все-таки помогут моногородам выйти из затяжного депрессивного состояния, дадут новый импульс для социально-экономического развития и позволят достигнуть ключевых индикаторов не на словах, а на деле.
Серафима Березовская