Мировая торговля под угрозой: тарифы рухнули на 60%
Мировая торговля под угрозой: тарифы рухнули на 60%
Основной мировой торговый маршрут связывает Азию и Северную Европу. Он существует, с некоторыми изменениями, уже сотни лет, и по его состоянию можно определять состояние мировой торговли.
В начале месяца уже начали появляться тревожные сигналы: индекс Baltic Dry, индекс средней стоимости фрахта судов для транспортировки, упал за одну неделю сразу на 23%, но все еще оставался чуть выше 1100 пунктов, сообщает Vestifinance.ru.
Такая динамика создавала больше вопросов, нежели давала ответов, так как слабость мировой экономики, падение в Китае и другие факторы должны были обеспечить более быстрое падение. Тогда же мы видели, что стоимость фрахта была очень высока, а это указывало либо на большую загрузку, либо на резкий рост спроса на товары. И оба этих варианта не заслуживали доверия.
Тем не менее, последние результаты показали, что «самый важный экономический показатель, о котором мало кто знает», все же остается важным опережающим индикатором.
Индекс Baltic Dry упал до 994, что уже больше похоже на правду. Если падение продолжится в таком же темпе, грузоотправители могут законсервировать ключевые транзитные коридоры, но самая большая опасность подстерегает мировую торговлю. Если беспрецедентное замедление будет подтверждаться в ближайшие недели, то можно будет говорить о повторении глобальной рецессии.
Но агентство Reuters, используя данные шанхайского индекса контейнерных грузов, сообщило, что стоимость фрахта для транспортировки контейнеров из портов Азии в Северную Европу упала на 26,7% до $469 за 20-футовый контейнер (TEU).
Крах ставок на фрахт - это настоящая катастрофа. Показатель падает три недели подряд, и сейчас ставки почти на 60% ниже, чем в начале месяца.
Тарифы на грузоперевозку снижаются из-за избыточных мощностей, простоя судов и слабого спроса на перевозимые грузы. Цены считаются выгодными для судоходных компаний, в том случае если они составляют около $800-1000 за TEU.
Стоимость фрахта из Азии в порты Средиземноморья снизилась на 32,1%, в то время как доставка на Западное и Восточное побережья США подешевела на 7,9% и 9,9% соответственно.
Подобная статистика не должна быть сюрпризом. В феврале значение BDI упало ниже 600 пунктов, достигнув самого низкого показателя с июля 1986 г. В 2008 г. перед началом глобальной рецессии индекс достиг своей максимальной отметки в 11 793 пункта. При этом за несколько месяцев до начала финансового кризиса в 2008 г. Baltic Dry обвалился на 90%.
Кроме того, еще в марте стало известно о сильнейшем сокращении мировой торговли. Напомним, что в январе текущего года, по данным CPB Netherlands Bureau for Economic Policy Analysis, объем мировой торговли по сравнению с декабрем упал на 1,4% - максимальное снижение с 2011 г.
На самом деле самая неприятная картина открывается не тогда, когда мы смотрим на падающие объемы мировой торговли, а когда смотрим на фактическую стоимость торговли в долларах США. Именно американская валюта, которая еще является резервной, довела мировую торговлю до такого плачевного состояния. Именно стремительный рост доллара США стал причиной многих экономических проблем. На диаграмме представлена динамика торговли в долларовом выражении. Видно, что в годовом выражении показатель упал до минимумов с 2009 г.
Рынку потребовалось около 6 месяцев, чтобы понять это.
Доставка из Гонконга подешевела на 9,5% в июле в годовом выражении, снижение происходит уже 13 месяцев подряд, что является самым длительным спадом в истории. Тарифы на доставку из Сингапура упали более чем на 13%.
Что будет дальше?
Некоторые крупнейшие компании, такие как Maersk Line, постараются не терять деньги за каждый рейс. Они установили спотовые ставки на уровне $1 тыс. из портов Азии в порты Северной Европы с 1 сентября.
У других крупных компаний, занимающихся контейнерными перевозками, схожие планы.
Возможно, на некоторое время это позволит стабилизировать рынок, но проблемы подобный подход не решает, так как просто не хватает спроса и на рынке всегда найдется кто-то, кто готов будет доставить грузы дешевле конкурентов.
Кроме того, резкий рост транспортных расходов будет способствовать еще большему падению объемов торговли.