Рустам Журсунов: «Налоговые инициативы Правительства приведут к росту теневой экономики»
Рустам Журсунов: «Налоговые инициативы Правительства приведут к росту теневой экономики»
Двоякость предложений Правительства, отсутствие какой-либо последовательности в реализации налоговой политики приведет к катастрофическим последствиям, сообщает Рalata.kz.
Об этом на общественных слушаниях в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен» заявил заместитель Председателя Правления НПП Рустам Журсунов.
По его мнению, произойдет рост теневой экономики, уменьшится собираемость налогов, произойдёт снижение инвестиционной привлекательности, рост себестоимости отечественных производителей.
«В течение всего года Нацпалата совместно с Министерством национальной экономики и Минфином проводила большую работу по совершенствованию действующего налогового законодательства. Успешно было рассмотрено 95 поправок, из которых 75 внесено НПП от имени всего бизнеса. Был хороший, открытый, прямой, а иногда неудобный разговор. Однако в августе данный законопроект объединили с другим законом - по налоговому и таможенному администрированию, в рамках которого предполагается ряд кардинальных мер, в частности, понижение порога для постановки на учет по НДС с 60 млн до 6 млн. тенге. Государство планомерно поднимало этот порог в 2005 году с 12 тысяч МРП до 15 тыс., в 2009 году - с 15 тысяч МРП до 30 тысяч, а теперь его с 2017 года резко, в десять раз, опускают. Где последовательность?», - с таким вопросом обратился к представителям министерства национальной экономики замглавы НПП.
Выразил Рустам Журсунов и свое несогласие с тем, что, согласно изменениям в налоговом законодательстве, увеличится количество плательщиков.
«По нашим данным, только индивидуальных предпринимателей, которые используют упрощенную форму декларации в нашей стране насчитывается 397 тысяч, 180 тысяч крестьянских хозяйств, 30 тысяч юридических лиц. В итоге, около 600 тысяч плательщиков НДС, которые должны будут вести этот учет. Это один из самых сложных учетов, который дано успешно вести не каждому предприятию, и я не уверен, что и крестьянские хозяйства смогут вести такой учет», - сказал представитель НПП.
Замглавы «Атамекен» также акцентировал внимание на еще одной налоговой инициативе: с 1 января 2017 года предполагается перейти на налог с продаж.
«Тогда возникает вопрос: зачем с 1 января 2017 года мы опускаем порог, если с этого же периода переходим на налог с продаж? Или это два налога будут вводиться параллельно? Ни в одной стране мира этого нет!», - возмутился Рустам Журсунов.
Затрагивая вопрос увеличения налога с розницы от 5 до 12%, замглавы Палаты заявил, что «у данной инициативы еще нет концепта, нет законопроекта, непонятна методология и отсутствует какая-либо взаимосвязь между всеми этими инициативами».
«То есть они вносятся раздельно. Нет целостной фискальной картины. Если все это суммировать, то можно увидеть существенное увеличение коэффициента налоговой нагрузки в несколько раз», - пояснил Рустам Журсунов.
Продолжая тему, он отметил, что в отношении специальных налоговых режимов - та же ситуация.
«В рамках инициативы по совершенствованию специальных налоговых режимов предлагается ограничить круг лиц по употреблению режима «патент», ограничить его только мелким бизнесом, понизить порог с 300 минимальных заработных плат до 150 (с 3 млн до 6 млн.), отменить упрощенную декларацию, отменить специальный налоговый режим для крестьянских хозяйств, сельхозтоваропроизводителей. Вместо этого собираются ввести отдельный налоговый режим с прогрессирующей ставкой и ведением доходов и расходов. И это все опять-таки с 1 января 2017 года. По нашим расчетам, идет увеличение коэффициента налоговой нагрузки только по налогам: индивидуальный подоходный налог, корпоративный подоходный налог, социальный налог - в три и более раза. Если еще ввести налог с розницы, то увеличение идет при ставке 12% в 7 раз!», - заявил Рустам Журсунов.
Как считает замглавы НПП, необходимо совместно с Правительством рассмотреть финансово-экономические модели, проработать все инициативы в среднесрочной перспективе, хотя бы на 5 лет вперед.
«Как в этих условиях бизнес может инвестировать деньги, когда правила игры меняются каждый день?! Мы проанализировали изменения налогового законодательства, они зачастую вносятся каждую неделю. Обратную силу придали более 400 статьям Налогового кодекса», - сообщил Рустам Журсунов.
Затронул замглавы НПП и тему увеличения акцизов на бензин с 4,5 тысяч до 10 тысяч и с 5 тысяч тенге до 11 тысяч - в розничной продаже.
«Всем очевидно и понятно, что посредники и производители «переложат» это в конечную цену товара. Аналогично увеличение по алкогольной продукции. Мы видим, что который год подряд повышаются акцизы на алкоголь. Поступления падают», - констатировал он.
Заместитель Председателя Правления НПП поднял также вопрос о предполагаемом увеличении налога на добычу полезных ископаемых для бутилированной продукции. Как считает он, по сути, меняется база.
«Если раньше это была средняя цена реализации, то теперь предлагается перейти на тоннаж. В результате этого изменения произойдет увеличение налоговой нагрузки по данному налогу, по нашим расчетам, более чем в 40 раз. По сути, это поставит под угрозу пищевую промышленность. Удорожание стоимости конечной продукции, по нашим расчетам, составляет 20-25 %. Что это повлечет за собой? Естественно, это будет рост импортной продукции, особенно российского производства в связи со снижением доли отечественной продукции, снижение качества воды. Учитывая качество нашей питьевой воды, и повышение стоимости, по нашему мнению, это приведет к серьезным последствиям. Будет приостановлен ряд инвестиционных проектов, таких, как «Coca cola» в Алматы, строительство завода в Астане, расширение действующих производств», - пояснил Рустам Журсунов. В связи с этим он предложил совместно заняться проработкой вопроса по введению новаций. По мнению представителя НПП, ставка должна быть не более 3 % МРП за 1 тонну воды.
Рустам Журсунов также предлагает сфокусироваться на фискальной политике.
«Нужно, во-первых, согласовать методику коэффициента налоговой нагрузки. Наши коллеги (МНЭ РК. - авт.) приводят в пример Данию, где налог составляет 33%. Но там коэффициент налоговой нагрузки считают от облагаемого дохода к уплаченному налогу. Наша же методика - совокупный годовой доход (СГД) к уплаченному налогу. Разница составляет почти 60%. Если перевести по нашей методике, этот коэффициент будет намного ниже. Второе - необходимо согласовать долгосрочные, пятилетние, как минимум, параметры коэффициента налоговой нагрузки, в рамках которых можно изменять налоговое законодательство. Необходимо согласовывать финансово-экономическую модель по всем видам налогов», - заключил заместитель Председателя Правления НПП Атамекен» Р.Журсунов.