Выявление нарушений таможенного законодательства
Выявление нарушений таможенного законодательства
В Службе центральных коммуникаций состоялась пресс-конференция с участием министра по инвестициям и развитию РК Жениса КАСЫМБЕКА, министра финансов РК Бахыта СУЛТАНОВА, председателя Комитета государственных доходов МФ РК Ардака Тенгебаева, сообщает пресс-служба Комитета государственных доходов Министерства финансов РК.
Спикеры разъяснили представителям СМИ особенности выявления нарушений таможенного законодательства.
Выходу Казахстана на новый уровень осуществления приграничного и внутреннего контроля перемещения товаров, ввозимых как с территории государств-членов Таможенного союза, так и третьих стран способствует реализуемый совместно с ЮНКТАД ООН проект по модернизации таможенных процедур.
В рамках проекта с 1 октября запущена в опытную эксплуатацию подсистема «Транзит» новой информационной платформы «АСТАНА-1».
Система позволяет представлять таможенные декларации в электронном виде, а также осуществлять эффективный таможенный контроль. При этом, автоматизированная система управления рисками исключает человеческий фактор при принятии решений по мерам таможенного и административного реагирования и минимизирует коррупционные проявления.
На сегодняшний день в новой информационной системе оформлено 13 599 транзитных деклараций, причем в большинстве случаев система управления рисками сработала по транзитным декларациям в Кыргызскую Республику.
В целом анализ объемов транзита товаров из Китайской Народной Республики в Кыргызстан через территорию Казахстана показал резкое увеличение объемов таких перевозок.
Так, в 2015 году было перемещено товаров на 130 тысяч тонн, в 2016 году уже 216 тысяч тонн. За 9 месяцев 2017 года объем товаров составил 160 тысяч тонн.
При этом, импорт китайских товаров в Республику Казахстан сократился практически пропорционально увеличению транзита китайских товаров в Кыргызскую Республику.
Также отмечается занижение таможенной стоимости. Сопоставление индексов таможенной стоимости товаров, применяемых при таможенной очистке в Республике Казахстан и Кыргызской Республике, показало, что принимаемая таможенными органами Кыргызской Республики таможенная стоимость, зачастую ниже той, которая принимается таможенными органами Республики Казахстан.
В некоторых случаях отклонение составляет два и более раза от таможенной стоимости, заявляемой в Республике Казахстан. Все это связано с более жестким администрированием таможенной стоимости товаров в Республике Казахстан и недостаточным контролем за достоверностью декларирования и таможенной стоимостью товаров со стороны таможенных органов Кыргызской Республики.
Также в рамках мониторинга за перемещаемыми товарами с КНР в Кыргызскую Республику выявляются факты не только занижения таможенной стоимости, но и ввоз товаров контрабандным путем, не заявления в товарно-транспортных накладных фактического веса и наименования товаров, замены наименований товаров и так далее.
Запуск системы АСТАНА-1 позволяет более эффективно выявлять и пресекать нарушения таможенного законодательства ЕАЭС, в том числе экономическую контрабанду.
Так, за первые несколько дней работы АСТАНА-1 треть досмотренных на казахстанско-китайской границе транспортных средств везли недостоверно задекларированные товары.