Акцент - на прозрачности и качестве услуг (Инна Еньшина)
Акцент - на прозрачности и качестве услуг
Инна Еньшина
Социальная политика Казахстана в последние годы претерпевает ряд важных изменений, главная цель которых - сделать сферу социальных услуг как можно более удобной и прозрачной, то есть максимально приблизить к нуждам простых казахстанцев. Во многом решить эту задачу призвана цифровизация социально-трудовой сферы, которой предусмотрен ряд проектов, презентованных в ходе заседания Правительства. Среди них - Единая электронная биржа труда, система ведения профилей работников и электронный учет трудовых договоров, а также модернизированная служба медико-социальной экспертизы.
Как пояснила Министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, представляя проекты, их реализация будет осуществляться на базе Единой информационной системы социально-трудовой сферы. Всего Министерством предложено семь проектов. Первый и наиболее масштабный - Единая электронная биржа труда, которая позволит систематизировать информацию о вакансиях и резюме, размещаемых на разных платформах.
- Раньше инфраструктура рынка труда была разрозненной, соискатели могли физически обойти нескольких работодателей, а предприятия проводили огромное количество безрезультатных собеседований. И те, и другие несли большие временные и финансовые издержки, - отметила Тамара Дуйсенова, подчеркнув, что в пилотном режиме Единая электронная биржа труда с октября этого года уже запущена в четырех регионах Казахстана. - Она объединила на цифровой площадке спрос и предложение по рынку труда. Сегодня в ней более восьми тысяч резюме, порядка 30 тысяч вакансий и больше 15 тысяч фактов трудоустройства, то есть биржа работает.
В планах Минтруда - с начала следующего года запустить электронную биржу во всех регионах. Помимо того, что сервис охватит все 199 центров занятости по республике, к нему будут подключены около десяти интернет-площадок по поиску работы и частные агентства занятости. Таким образом в ведомстве намерены повысить эффективность работы по содействию трудоустройству населения.
- Ожидаемый эффект - расширение охвата трудоустройством с десяти до 20 процентов от общего числа нуждающихся в трудоустройстве граждан. В абсолютных показателях это составит порядка 500 тыс. человек, проходящих через центры занятости против 200 тыс. сегодня. Также это даст снижение издержек работодателей и соискателей при трудоустройстве через е-биржу - ежегодно до одного миллиарда тенге, - пояснила Тамара Дуйсенова.
Для подтверждения компетентности сотрудников
Второй проект, взаимосвязанный с электронной биржей труда, - электронный учет трудовых договоров и система ведения профилей работников. Для сотрудников компаний и их работодателей это будет прежде всего означать отказ от стандартных трудовых книжек на бумажном носителе, необходимость в которых отпадет, поскольку вся информация о работнике будет переведена в электронный формат. В самом же профильном ведомстве с помощью данного проекта намерены получать объективную информацию о формальной занятости граждан. Также с помощью электронных профилей будет проще подтверждать компетентность сотрудников компаний.
- Например, сегодня процедура госзакупок требует от поставщиков предоставления сканированных трудовых книжек. При реализации проекта данные требования будут исключены, - пояснила Министр труда и соцзащиты и уточнила, что проект будет реализован в рамках ГЧП. В этом году его планируется запустить в пилотном режиме в одном регионе.
Третьим проектом, также осуществляемым на базе е-биржи труда, предусмотрена электронная регистрация самозанятого населения с доходами ниже 12 минимальных заработных плат.
- Данные из биржи труда по зарегистрированным самозанятым и заключенным трудовым договорам будут поступать в государственную базу данных физических лиц. Это обеспечит автоматическое присвоение и постоянную актуализацию социальных статусов граждан. В этом случае мы просто уйдем от ежегодного подворового обхода семей и уточнения их статуса, - подчеркнула Тамара Дуйсенова.
Четвертый проект включает в себя выдачу электронных разрешений на организацию контроля. Как отметила Министр труда, сегодня в данной сфере есть ряд бюрократических сложностей, не позволяющих оперативно решать проблемы с задержками зарплат и несвоевременностью пенсионных отчислений. Так, учет участников системы социального страхования и пенсионных взносов осуществляется на базе ИС Минтруда. В случае выявления задолженностей по зарплате или несвоевременности отчислений об этом информируются трудовые инспекторы на местах и департаменты Комитета госдоходов с целью проведения проверок. Сложность состоит в том, что для организации проверки необходимо обратиться в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры, чтобы зарегистрировать акт о проверке, что влияет на оперативность работы.
- Пока этот процесс не автоматизирован, соответственно, затягиваются сроки назначения проверок, и это является одной из косвенных причин роста внеплановых проверок. За прошлый год трудовые инспекторы на местах провели 4000 плановых проверок и более 10 000 внеплановых. Поэтому мы предлагаем автоматизировать систему управления рисками в трудовой сфере, интегрировать ее с ИС КПСиСУ.
Это позволит, во-первых, в автоматизированном режиме определить перечень предприятий, относящихся к высокой группе риска, во-вторых, исключить необоснованные и внеплановые проверки, автоматизировать процесс регистрации и выдачи разрешений на проверки, - пояснила Тамара Дуйсенова.
Снизить коррупционные риски
Еще один не менее значимый проект - перевод работы службы по установлению инвалидности в электронный формат. В рамках реформирования сферы медико-социальной экспертизы уже введен композитный формат оказания услуг людям с ограниченными возможностями, то есть одна услуга объединила в себе три, которые прежде оказывались по отдельности.
- Если раньше для установления инвалидности, назначения пособий и социальных выплат на случай утраты трудоспособности человек обращался в три организации, то теперь в одну - службу МСЭ. Но тем не менее еще очень много обращений граждан, они касаются правильности установления инвалидности, предоставления местными исполнительными органами компенсаторных средств ненадлежащего качества и коррупционных проявлений. В этой связи предлагается по опыту стран ОЭСР полная трансформация службы МСЭ. Она будет направлена на электронный формат обслуживания. Это означает, что, во-первых, заявление на установление инвалидности будет поступать в электронном виде через e-gov. Во-вторых, сама медико-социальная экспертиза не предполагает, как сейчас, личного участия заявителя. В-третьих, заявление будет распределяться централизованно среди независимых экспертов без территориальной привязки к заявителю. И в-четвертых, врачи-эксперты не будут знать, чье дело они рассматривают. Медико-социальная экспертиза будет осуществляться на основе сведений, получаемых из единой информационной системы здравоохранения и формы 88, которая идет непосредственно из медицинских организаций, - пояснила Министр труда и соцзащиты и отметила, что таким образом в ведомстве намерены сделать прозрачным процесс установления инвалидности и снизить коррупционные риски.
Шестой проект, предлагаемый в рамках цифровизации социально-трудовой сферы, - электронный портал социальных услуг, который позволит повысить оперативность оказания соцуслуг и предоставит возможность людям с ограниченными возможностями выбирать поставщика данных услуг. Рассказывая о специфике проекта, Тамара Дуйсенова пояснила, что сейчас сроки оказания социальных услуг инвалидам в разных регионах колеблются от недели до 18 месяцев в зависимости от сроков проведения госзакупок и утверждения региональных бюджетов. Кроме того, у получателей соцуслуг нередко вызывает нарекание их качество. - Предлагается для обеспечения равного доступа к качественным услугам создать портал социальных услуг, который объединит на единой цифровой площадке получателей и поставщиков. На портале лица с ограниченными возможностями будут видеть перечень гарантированных услуг, которые они могут получить согласно их индивидуальной программе реабилитации, и самостоятельно выбрать из регистра конкретные виды услуг, спецсредства, например, коляски или слуховые аппараты поставщиков услуг, которые соответствуют установленным требованиям, - подчеркнула Министр труда и соцзащиты.
В основе - проактивный подход
И наконец, седьмой проект - социальный регистр нуждающихся граждан, разработка которого обусловлена переходом с января будущего года на новый формат оказания адресной социальной помощи. Речь идет о едином пособии, которое будут получать нуждающиеся граждане. Пока для его назначения необходимо обращаться в центры занятости. В дальнейшем в ведомстве намерены внедрить проактивный подход, то есть специалисты ведомства благодаря электронной базе нуждающихся граждан будут сами выявлять семьи, находящиеся в тяжелом материальном положении, не дожидаясь их обращения в центры занятости.
Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, в свою очередь, отметил значимость перевода сферы оказания услуг в электронный формат.
- Развитие электронной биржи труда даст преимущества для создания новых возможностей для трудоустройства, в том числе за счет агрегирования аналитической и статистической информации о рынке труда на единой платформе. Создание единой системы учета социальных статусов и социальной помощи на базе ИС Минтруда будет обеспечивать единообразие определения социального статуса физического лица и оперативность предоставления данных Министерством труда и другими государственными структурами. Система также обеспечит удобство в получении гражданами социальных и медицинских услуг, а также мер социальной поддержки. В целом проект позволит повысить производительность труда в данном направлении на 200 процентов, сократить расходы на содержание сотрудников, к примеру, в центрах занятости населения, и уменьшить к 2025 году расходы на фонд оплаты труда, - отметил Даурен Абаев и отдельно остановился на значимости перехода на проактивный формат оказания услуг социально уязвимым слоям населения. - На сегодняшний день на выявление и обследование одной семьи затрачивается 849 тенге. Если процесс автоматизировать, то на обследование одной семьи будет тратиться 79 тенге, что в итоге позволит сэкономить миллионы тенге. Все эти изменения имеют долгосрочные экономические и социальные последствия, что приведет к изменению структуры и форм занятости.
Значимость цифровизации сферы оказания социальных услуг прежде всего для получателей данных услуг отметил и заместитель Премьер-Министра Аскар Жумагалиев.
- Важно отметить, что цифровизацию социально-трудовой сферы Министерство труда проводит не по действующим бизнес-процессам, которые имеют свои проблемы по срокам, качеству предоставления услуг, а по тем процессам, которые прошли реинжиниринг. И в результате мы видим, что упрощается в целом получение услуг, человеческий фактор исключается, и самое главное - появляется та эффективность вложенных средств, о которой говорил Глава государства на совещании по цифровизации. Важно проводить интеграцию баз данных, потому что сегодня существует огромный документооборот между государственными органами. И самое главное - мы доставляем неудобства населению, заставляя в некоторых случаях получать соответствующие бумаги от тех или иных государственных органов, чтобы предоставить в другой госорган ту или иную справку. В этой связи будем проводить соответствующую работу с тем, чтобы проактивно предоставлять услуги населению в социально-трудовой сфере, - подчеркнул Вице-Премьер.
В целом, все предложенные Минтруда проекты Кабинетом министров поддержаны. Вместе с тем, подводя итоги обсуждения, Премьер-Министр Бакытжан Сагинтаев обратил внимание на важность работы по интеграции баз данных Министерства труда и соцзащиты и ряда госорганов для успешной реализации проектов. Также Минтруда предстоит инициировать соответствующие поправки в законодательство. В конечном итоге, уверены в профильном ведомстве, осуществление презентованных проектов позволит наладить опережающий мониторинг социальных рисков и повысить оперативность работы и прозрачность сферы оказания соцуслуг.