Правила онлайн кредитования утвердили в Казахстане
Постановлением правления Национального банка РК от 28 ноября 2019 года утверждены Правила предоставления микрокредитов электронным способом, передает zakon.kz.
Операции, связанные с предоставлением микрокредитов электронным способом, осуществляются в личном кабинете клиента на интернет-ресурсе, в мобильном приложении или терминалах организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность.
За 10 рабочих дней до открытия интернет-ресурса, мобильного приложения или терминала, посредством которых осуществляется предоставление микрокредитов электронным способом, организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, уведомляет об этом уполномоченный орган (Нацбанк).
Уведомление содержит:
- наименование интернет-ресурса, мобильного приложения или местонахождение терминала организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность;
- перечень услуг (операций), которые возможно предоставлять посредством интернет-ресурса, мобильного приложения и (или) терминала организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность;
- информацию о наличии у организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, утвержденных процедур безопасности и защиты информации от несанкционированного доступа при предоставлении услуг посредством интернет-ресурса, мобильного приложения или терминала, с приложением подтверждающих документов.
При изменении информации, содержащейся в уведомлении, организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, за 10 рабочих дней до осуществления таких изменений уведомляет об этом уполномоченный орган.
Допуск клиента в личный кабинет осуществляется после его идентификации и аутентификации.
Для идентификации и аутентификации клиента используются следующие способы:
- электронная цифровая подпись;
- средства биометрической идентификации;
- уникальный идентификатор, установленный организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, в комбинации с установленным клиентом или динамически сгенерированным паролем, представляющие собой комбинацию букв, цифр или символов.
Допускается использование одного или в совокупности нескольких из способов идентификации и аутентификации клиента, определенных в части первой настоящего пункта.
Способы идентификации и аутентификации клиента определяются внутренними процедурами безопасности и защиты информации от несанкционированного доступа организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность.
Личный кабинет должен предоставлять клиенту возможность осуществления следующих действий:
- подача клиентом заявления на получение микрокредита;
- просмотр сведений об организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность (юридический и (или) фактический адрес, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты и другие сведения), сведений о первом руководителе (фамилия, имя, отчество) организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность;
- просмотр договора (договоров) клиента о предоставлении микрокредита (до и после заключения договора);
- просмотр информации о ходе и результатах рассмотрения заявления клиента на получение микрокредита;
- просмотр информации о сумме текущей задолженности клиента по микрокредиту (микрокредитам), предстоящих и фактических платежах клиента, в том числе о сумме основного долга, вознаграждения, неустойки (штрафов, пени);
- просмотр информации о способах погашения микрокредита клиентом;
- обмен письмами (сообщениями) между клиентом и организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность.
До предоставления микрокредита организация:
- осуществляет надлежащую проверку клиента в соответствии с законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренними документами;
- ознакамливает клиента с правилами предоставления микрокредитов;
- предоставляет клиенту полную и достоверную информацию о платежах и переводах, связанных с получением, обслуживанием и погашением (возвратом) микрокредита;
- предоставляет клиенту для ознакомления и выбора метода погашения микрокредита проекты графиков погашения, рассчитанных различными методами (методом дифференцированных платежей, аннуитетных платежей или методом, рассчитанным в соответствии с правилами предоставления микрокредитов);
- информирует клиента о его правах и обязанностях, связанных с получением микрокредита.
Заключение договора о предоставлении микрокредита электронным способом между организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, и клиентом, осуществляется посредством электронной цифровой подписи клиента или многофакторной аутентификации.
Предоставление микрокредита осуществляется путем перевода денежных средств с банковского счета организации на банковский счет (платежную карточку) клиента, а также посредством выдачи клиенту наличных денег через терминал.
Микрофинансовая организация может отказать в предоставлении микрокредита по основаниям, предусмотренным законодательством РК в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Предоставление онлайн микрокредитов осуществляется в соответствии с внутренними документами микрофинансовой организации, предусматривающими:
- обязательное предоставление клиентом следующих данных:
фамилия, имя, отчество (при наличии) клиента, указанные в удостоверении личности;
индивидуальный идентификационный номер (бизнес идентификационный номер) клиента;
номер и срок действия документа удостоверяющего личность клиента;
номер абонентского устройства сотовой связи клиента;
- идентификацию и аутентификацию клиента для подтверждения его права на получение микрокредита электронным способом;
- выявление искажений или изменений в содержании электронных документов, на основании которых клиенту предоставлен микрокредит электронным способом;
- защиту от несанкционированного доступа к информации, составляющей тайну предоставления микрокредита, и целостность данной информации, включая защиту предоставляемых клиентом идентификационных и аутентификационных данных от повторного несанкционированного использования при получении кредита.
Постановление вводится в действие с 1 января 2020 года.