Цифровой разрыв между городом и селом в Казахстане сократится в 2020 году
Необходимость сокращения усиливающегося разрыва между "информационно бедными" и "информационно богатыми" регионами уже не первый год активно обсуждается в Казахстане. Сегодня информация и ее использование стали обязательным условием современного конкурентоспособного существования в силу широкого распространения новых технологий, образования информационного общества и перехода к глобальной экономике, основанной на знаниях и информации. О том, как преодолеть проблему digital divide, или цифрового неравенства, и обеспечить всех казахстанцев равным доступом к современным технологиям и интернет – услугам, рассказал генеральный директор ТОО "SilkNetCom" Асет Зейнуллин.
Генеральный директор ТОО "SilkNetCom" Асет Зейнуллин несмотря на свой, казалось бы, молодой возраст, активно внедряет и популяризирует социально важные проекты в Казахстане. К примеру, обеспечение широкополосным доступом к интернету свыше 400 сел республики по технологии волоконно-оптических линий связи. Для реализации проекта компанией привлечены заемные средства АО "Банк Развития Казахстана" (БРК, дочерняя компания Холдинга "Байтерек") в объёме 13,3 млрд тенге сроком на 12 лет, полная стоимость проекта составила 16,8 млрд тенге.
Цифровое неравенство – один из видов социальной дискриминации
Развитие цифровых технологий сегодня открывают колоссальные возможности для миллионов людей, позволяя значительно улучшить качество их жизни. Однако не стоит забывать, что цифровая революция также освободила дорогу огромным трудностям для человечества, например цифровому неравенству. Степень доступности цифровых технологий различается в зависимости от региона, так наименее развитые страны по-прежнему отстают по количеству пользователей интернета. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в Казахстане, в разрезе регионов. К примеру, жители некоторых сел и аулов до сих пор отрезаны от всемирной паутины, что ограничивает их возможности в поиске работы, улучшении экономического состояния, налаживании социальных связей, культурном обмене, уровне образования и т.д.
В чем суть проекта, и почему для его финансирования Вы выбрали БРК?
- Далеко не секрет, что Банк Развития является одним из главных финансовых операторов в разрезе финансирования инфраструктурных проектов государственного масштаба, отличается низкими процентными ставками именно в ряде реализации республиканских проектов, поэтому мы даже не рассматривали другие варианты. Что касается проекта, то мы реализуем его в рамках программы "Цифровой Казахстан", в формате государственно-частного партнерства. Он направлен на строительство волоконно-оптических линий связи в сельские населенные пункты, по результатам реализации которого интернет получат местные органы госслужб, например больницы, акиматы, школы, объекты здравоохранения и так далее. Суть проекта – устранение цифрового неравенства между городом и селом. Другими словами, жители на селе получат такие же цифровые возможности, как и жители в городе. На текущий момент цифровизация, интернет, интернет вещи являются определяющими факторами любой отрасли, весь рынок движется в этом направлении и в этой связи наш проект служит так называемой инфраструктурной базой или фундаментом для реализации других под-проектов. Приведу пример, благодаря предоставляемой нами инфраструктуре на селе те же самые фельдшерские, акушерские пункты или другие подведомственные министерству здравоохранения органы смогут внедрять такие услуги как телемедицина, онлайн консультации с коллегами из городов, в случае если у них не хватает компетенции оценить состояние больного. Сельские школы смогут предоставлять доступ к зарубежным образовательным ресурсам, точно такие же условия какие получают дети в городах. Аналогично и для органов внутренних дел, участковые пункты смогут вести онлайн базы, своевременно обрабатывать и анализировать информацию.
При планировании проекта Вы учитывали уровень урбанизации, прирост доли населения в сельских районах?
-Да, в ходе разработки конкурсной документации государственным партнером, тогда еще министерством информации и коммуникации, а ныне Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, рассматривался список приоритетных и перспективных поселков, отобранных Министерством национальной экономики. Учитывался отток населения, прибавление, само количество жителей на селе, уровень жизни, отдаленность и так далее. Приоритетом, конечно, было обеспечить центры сельских округов, приоритетные участки, чтобы потом не получилось, что интернет в село пришел, а оно упразднилось. Сейчас в процессе строительства, по моим наблюдениям, все поселки живые.
Какой будет стоимость интернета? Скорость? Соответствующие контракты с государственными органами уже подписаны?
-Качество услуг на селе будет аналогичным, что и в городе, однако при этом цена ни в коем случае не будет выше. Стоимость интернета будет среднерыночной, взвешенной. На данный момент мы с партнером АО "Транстелеком" уже подключили 100 домов в Восточно-Казахстанской области, поселок Суыкбулак к нашим волоконно-оптическим линиям связи. Все они получают интернет скоростью 10 Мбит/сек, стоимостью порядка 4 тысяч тенге, при этом жители сами выбрали такую скорость интернета, написали письмо на имя акима, посчитали, что 10 Мбит/сек им будет достаточно. Это говорит о том, что мы можем предоставить и больше, при необходимости, желания со стороны местных жителей.
Контракт ГЧП подписан с нашим государственным партнером, Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Именно оно несет ответственность за сельские государственные органы, которые будут пользоваться интернетом, а мы, как частный партнер проекта, обязуемся предоставлять эту услугу интернет. В этом и суть проектов ГЧП и удобство для бизнеса, нам не нужно заходить в каждую школу или акимат, вместо этого подписан всего один контракт, где от лица государства выступает Министерство.
Когда планируется ввод проекта в эксплуатацию, когда жители сел в полном объёме получат доступ к интернету?
-Что касается нашего лота, то мы уже ввели в эксплуатацию ряд государственных органов, подключили их к интернету: в 2018 году - 150 организаций в Южно-Казахстанской, Жамбылской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Атырауской областях, в 2019 – 567, и в 2020 году введем 505 гос.органов. На текущий момент мы обязательства все выполнили, и в следующем году полностью подключим к интернету все оставшиеся объекты. В конечном итоге волоконно-оптическими линиями связи будут обеспечены 421 село, в которых находятся 1 222 гос.органа.
Как Вы думаете, сейчас на дворе 2019 год - век цифровизации, как так получилось что в большинстве сел Казахстана до сих пор нет интернета?
-Наверняка причина в том, что сама по себе цифровизация не может проходить без инфраструктуры, без этой базы, которую мы сейчас готовим. Во-первых, требуются большие капитальные затраты. Во-вторых, чтобы реализовать подобный проект, нужны специальные инструменты финансирования. Например, благодаря инструменту ГЧП, который сейчас активно используется, мы заключили первый республиканской договор, от государства специально под этот проект резервировались средства. Мы прошли долгий процесс разработки совместно с куратором – одним словом такой капиталоемкий проект тяжело подготовить, единовременно всю сумму на реализацию выдать нереально. Финансирование нам, к примеру, разбили до 2031 года, по окончанию срока действия договора. С 2018 по 2021 год у нас инвестиционная фаза, ведется строительство, а с 2021 по 2031 год – период оказания услуги. Этот инструмент удобен, как для государства, чтобы не создавать нагрузку на бюджет, так и для бизнеса, чтобы получать доход под государственную гарантию потребления услуг. Для реализации проекта привлечены заемные средства Банк Развития в объёме 13,3 млрд тенге сроком на 12 лет. Наш проект для БРК первый проект ГЧП. Сейчас Банк заинтересован развивать этот инструмент финансирования. И нас, как представителей бизнеса, этот факт привлекает.