Цены на нефть ушли в минус: как это отразится на Казахстане и курсе тенге
В понедельник 20 апреля 2020 года нефть марки WTI с поставкой в мае впервые в истории упала до отрицательных значений, котировки на NYMEX достигали минус 40,32 доллара за баррель. Правда, уже через несколько часов цена нефти WTI на бирже NYMEX с поставкой в мае вернулась к положительному значению и подорожала до 2,21 долларов за баррель. Но понятно, что это не идет ни в какое сравнение с прежними ценами на "черное золото" и уже привело к ослаблению валют многих нефтяных экономик. Таких, как норвежская крона, канадский доллар, мексиканский песо и российский рубль. Своими мнениями о том, что реально происходит на мировых рынках нефти, чем это может обернуться для Казахстана, и что будет с долларом и тенге, в беседе с журналистом zakon.kz поделились известные казахстанские эксперты.
Как отметил аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарев, во-первых рухнули не все рынки. Хотя вчера действительно случилось невозможное, то, что никто не мог представить себе, и чего не было никогда. Цена на один инструмент на майский фьючерс марки нефти WTI опустилась ниже нуля.
Почему это случилось? Потому что дата экспирации, то есть дата осуществления этого контракта – сегодня 21 апреля. Вчера был последний день торгов этого контракта. А цена этого контракта из-за падения спроса соответственно падала вплоть до отрицательных значений. Хотя еще месяц назад никто не мог себе представить, что такое может быть вообще. Конечно же, это повлияло и на весь рынок нефти. Но не так значительно, как предполагалось. Июньский контракт по нефти Brent опустился до 25 долларов, WTI – опустился до 21 доллара, но сейчас уже чуть-чуть поднялся. Это, конечно, негативно повлияло и на наш тенге, который сегодня чуть-чуть опустился на бирже до 430 тенге за доллар, но для нас ничего катастрофического не произошло, потому что ни марка нефти WTI с западного Техаса, ни майский фьючерс на нас как таковые не влияют. Более того, большинство этой нефти, которая вчера стоила вплоть до $-40 – $-55 долларов, это так называемая "бумажная нефть". То есть это контракты, ценные бумаги, но не сама физическая нефть, – сказал эксперт.
Однако, по его словам, это не значит, что цена физической нефти дорогая. В США ее негде хранить, ее никто не хочет покупать, но при этом большинство компаний не хотят останавливать добычу. Потому что остановка добычи означает остановку деятельности, а это значит, что надо будет увольнять людей. А в США и так уже закрылось более 10% буровых установок за последний месяц. Поэтому они готовы даже приплачивать тем, кто будет покупать их нефть для того, чтобы продолжать работать.
Но дело в том, что с каждым разом все меньше людей, даже с приплатой, будет покупать эту нефть. Пока июньские фьючерсы вне угрозы, но допустим Bank of America уже вчера предупредил, что если распространение коронавируса продолжится и если США продолжат быть эпицентром распространения эпидемии, то июньские фьючерсы тоже могут упасть до отрицательных значений. Но в любом случае вчера творилась история. Такого никогда не было, и хочется верить, что больше никогда не будет. Но факт остается фактом. Мы видели отрицательные цены на нефть. И больше никто не может сказать, что такого не бывает и не может быть, –отметил Андрей Чеботарев.
При этом он подчеркнул, что Казахстану и курсу тенге в данном случае ничего не угрожает, пока это не перекинулось на остальные контракты и остальные марки нефти.
То есть сегодня утром наша валюта ослабла совсем немного, но на общем фоне паники и депрессии на нефтяном рынке, "просела" вчера нефть марки Brent, от которой мы зависим. Но тенге никак не зависит ни от майского контракта WTI, ни от июньского контракта, который тоже "проседает". Однако при сохранении длительно этого кризиса и распространения эпидемии, остальные марки нефти могут показать такое же отрицательное значение, то есть значение около нуля, что обернется катастрофой. Но на данный момент нам ничто не угрожает, хотя это хороший урок, чтобы посмотреть, что и такое может быть. Ведь, как я уже сказал выше, никто не думал, что такое вообще возможно, – подытожил эксперт.
По словам казахстанского экономиста Армана Байганова, прежде всего, наверное, надо вкратце сказать о причинах обрушения мировых рынков нефти. И в целом это можно назвать "эффектом бумеранга".
Когда коронавирусная пандемия затронула многие страны-потребители нефти, особенно западные и азиатские страны, у них соответственно упал спрос на "черное золото". И хотя страны Азии, тот же Китай, локализовали источники заражения и вроде бы потихоньку выходят из кризиса, у них возникают проблемы с реализацией производимых товаров. А ведь их экономики ориентированы именно на экспорт. В частности, сейчас их товары гораздо меньше востребованы у западных стран, и особенно США. Потому что в этих странах тоже разгорается кризис из-за коронавирусной пандемии, и соответственно тоже проблемы с потреблением возникают, – пояснил эксперт.
По его мнению, такая ситуация продлиться в апреле и мае, но потом постепенно все начнет восстанавливаться, и уже со второго полугодия цены на нефть будут расти. По его прогнозам, уже к концу текущего года цены на нефть восстановятся, и она будет стоить не менее 40 долларов за баррель.
Еще я хотел бы отметить, что на нашу национальную валюту конечно будет оказываться определенное давление. Но предполагаю, что у Национального банка РК есть подушка безопасности, так же у нас есть средства Нацфонда. И соответственно они будут оказывать определенную поддержку тенге до момента восстановления цен на нефть. И лично я не вижу причин для обрушения тенге, скажем до 500 тенге за доллар в ближайшее время. Хотя и предполагаю, что все же будет небольшое ослабление нацвалюты, – продолжил эксперт.
Он также отметил, что и сам доллар из-за ухудшения экономических показателей США, тоже потихоньку девальвируется по отношению к остальным мировым валютам. И волатильность американской, а также различных мировых валют, тоже будет оказывать поддержку тенге. Поэтому он считает, что опасения, что доллар в ближайшее время может дойти до 500-600 тенге, являются чисто паническими и ничем не обоснованы.
Подготовил Владимир Демидов