Рост оптовых продаж продовольствия наблюдался всего в 7 из 17 регионов страны
По информации Energyprom.kz, из них 19,1%, или 944,2 млрд тенге, пришлось на продовольственные товары (минус 12,5% в реальном выражении); 80,9%, или 4 трлн тенге, — на непродовольственные товары и товары производственно-технического назначения. При этом непосредственно за март объемы оптовой торговли составили 1,7 трлн тг — на 1% меньше, чем в марте прошлого года (с учётом инфляции — на 3,9%).
Правительство рассматривает вопросы обеспечения продовольственной безопасности и создания товаропроводящей системы, сообщает официальный информационный ресурс премьер-министра РК.
По словам министра торговли и интеграции Бахыта Султанова, существующая инфраструктура, несовершенная логистика и не налаженное взаимодействие участников товародвижения приводят к значительному росту цен на продовольственные товары.
Каждый год с февраля по май истощаются запасы прошлогоднего урожая и начинается завоз нового из соседних стран, что сказывается на волатильности цен. Серьезная проблема — дефицит хранилищ.
Так, по данным Министерства сельского хозяйства, дефицит овощехранилищ по стране составляет порядка 70%, а в некоторых регионах достигает 90%. Это приводит к большим потерям продукции и невозможности ее хранения в течение длительного периода. К примеру, потери овощей и фруктов составляют порядка 19%, мяса и молочной продукции — 5%.
Для системного решения существующих проблем необходимо создать национальную товаропроводящую сеть, состоящую из единого комплекса оптово-распределительных центров. Такая экосистема сформирует отдельный экономический кластер, который приблизит производителя к потребителю, а также вольётся в торговую инфраструктуру республики. ОРЦ будут предлагать специализированные услуги — от хранения и переработки до распределения и сбыта продукции. Общая стоимость реализации проекта составляет 237,5 млрд тг.
В первом квартале текущего года в региональном разрезе лидерами по оптовым продажам продовольствия стали Алматы (505,9 млрд тг), Карагандинская область (65,4 млрд тг) и Нур-Султан (52,4 млрд тг).
Значительный реальный рост (то есть увеличение продаж с учетом инфляции) наблюдается в Карагандинской (плюс 62,7%), Алматинской (плюс 33,1%), Кызылординской (плюс 29%), Туркестанской (15,4%) и Костанайской (плюс 12,6%) областях.