По итогам AQR обеспечена качественная трансформация бизнес-процессов банков
По результатам AQR 14 крупнейших банков Агентство в 2020 году определило ключевые недостатки в системе управления рисками банков в части оценки кредитного риска, оценки залогового имущества, системы корпоративного управления, учета и аудита, которые банки должны устранить путем усовершенствования политик и процедур, исполнения мероприятий согласно утвержденным индивидуальным планам корректирующих мер по итогам AQR.
Для пополнения выявленного непокрытого уровня кредитного риска по банкам, включенным в программу повышения финансовой устойчивости, по итогам AQR акционеры докапитализировали свои банки на общую сумму 128 млрд тенге.
В течение 2020-2022 годов агентство осуществляло мониторинг исполнения банками планов корректирующих мер в ходе дистанционного надзора и инспекционных проверок, заслушивало отчеты руководящих работников банков на периодических встречах.
В целом, за период с апреля 2020 года по 1 октября 2022 года банками реализовано 85%, или 20 тыс. мероприятий от общего количества мероприятий из планов корректирующих мер (23 449 мероприятий), в том числе:
трансформация, совершенствование внутренних документов и процедур – 82,4%, или 2962 мероприятия;
обновление ключевых бизнес-процессов в части оценки и мониторинга кредитных рисков – 85,1%, или 10 199 мероприятий;
совершенствование процессов оценки залогового обеспечения – 86,9%, или 4239 мероприятий.
Банками доработаны/скорректированы триггеры обесценения займов, критерии реструктуризации, внесены корректировки в методики формирования провизий, обновлены процессы анализа платежеспособности заемщиков, составления финансовой и регуляторной отчетности, построения моделей оценки розничных займов и т.д.
До полного исполнения планов корректирующих мер банкам-участникам осталось завершить автоматизацию новых и усовершенствованных бизнес-процессов. Вместе с тем часть банков на сегодняшний день полностью завершила оптимизацию бизнес-процессов, оставшиеся банки в усиленном режиме проводят соответствующие работы.
Результаты проведенных мероприятий в течение двухлетнего периода показали, что в банках произошла существенная трансформация ключевых бизнес-процессов в соответствии с наилучшей мировой практикой:
усиление процесса оценки кредитного риска путем повышения точности расчетов провизий по индивидуальным и коллективным займам, улучшение порядка определения их размера и процесса выявления признаков обесценения за счет расширения триггеров обесценения займов и их автоматизации в информационных системах банка;
улучшение подхода к оценке качества данных финансовой отчетности заемщиков, которое помогает взвешенно оценивать размер вероятных кредитных убытков и принимать адекватные решения при финансировании клиентов;
доработку внутренних процедур по определению и применению критериев связанности заемщиков, которое поможет снизить риски при финансировании аффилированных лиц и избежать концентрации рисков внутри одной группы лиц;
существенное повышение требований к качеству отчетов независимых оценщиков при определении рыночной стоимости обеспечения и внедрение процедуры обязательной их экспертизы на предмет соответствия примененных оценщиками подходов к оценке и содержанию отчета требованиям законодательства и международных стандартов оценки с последующей корректировкой стоимости залогов в случаях несоответствия отчетов предъявляемым требованиям;
внедрение требований к валидации инструментов измерения кредитных рисков, которое поднимет качество управления рисками и уменьшит вероятность принятия необоснованных рисков и решений;
дальнейшее усовершенствование процессов бизнес-планирования, бюджетирования, разработки стратегий развития и ценообразования и т.д.
Окончательное внедрение всех обновленных бизнес-процессов в деятельность банков путем их полной автоматизации позволит завершить качественный переход банков к наилучшим стандартам ведения банковского дела и повысит устойчивость банков к внешним и внутренним шокам.