Со счета в банке или с карты украли деньги: стоит ли подавать в суд на банк
Время от времени в социальных сетях появляются жалобы казахстанцев, которые рассказывают, что с их банковской карты или счета без их ведома и участия неожиданно совершают транзакции по списанию денег.
В этот момент остановить операцию невозможно, поскольку списанные средства моментально оказываются в обработке, а значит, уже недоступны для владельца этих денег. Одни казахстанцы рассказывают, что теряются и пытаются как-то решить проблемы через банковское приложение. Другие в панике звонят в call-центр, требуя заблокировать карту или счет. Как правило, операторы call-центра банка идут навстречу клиенту и по их просьбе блокируют карты и счета. Но остановить таким образом транзакции уже невозможно. Возникает извечный вопрос: что делать?
В call-центрах казахстанских банков рекомендуют в таком случае обращаться в Центр поддержки или в отделение банка. Там предлагают заполнить заявление об оспаривании транзакции. К заявлению прикладывают доказательства правоты клиента – чеки и информацию об операциях. Также клиент банка должен описать возникшую ситуацию и проблему, указать списанную сумму. Кому-то везет, и банк моментально реагирует на обращение, берет на себя процедуру Chargeback – процедуру возврата денег клиента.
Но не во всех банках и не всегда предоставляют такую услугу, и пострадавший после обращения с заявлением в банк вынужден неделями ожидать ответ. Не дождавшись какой-либо реакции, он пишет о своей проблеме в соцсетях.
Как правило, пострадавшие категорически отрицают, что сообщали кому-либо свои идентификационные данные: ID-номер, CVV/CVC-код (трехзначный код на обороте карты), номер телефона, ИИН и пр.. Они жалуются, что банковские сотрудники вместо того, чтобы помочь вернуть деньги, не желают их слушать.
Как правило, сроки для урегулирования ситуации составляют один-два месяца. Иногда финучреждения устанавливают собственные сроки для оспаривания транзакций. Но если банк отказывается принимать заявление или ничего не делает по нему, то можно обратиться в суд с иском о нарушении прав потребителя.
Адвокат: Каждый имеет право обращаться в суд. Но…
По словам адвоката Алматинской областной коллегии адвокатов Сабита Кожагулова, каждый имеет право обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов. Однако, по словам адвоката, выигрыш или проигрыш процесса зависит от обстоятельств каждого конкретного дела.
"На практике люди, в моем случае клиенты, недоговаривают и скрывают важные для дела обстоятельства, а потом пытаются обвинить в неквалифицированной помощи. Поэтому я прошу клиентов в письменном виде излагать обстоятельства с актом на представленные документы. Люди сами часто дают свои данные мошенникам и пытаются обвинить банк. Я долгое время работал в банках, руководил ЮД и часто сталкивался с такими ситуациями". Сабит Кожагулов
Советник омбудсмена: По списанию денег судьям сложно решить дело в пользу клиента
Ерсерик Сийрбаев, в недавнем прошлом банковский омбудсмен (ныне временно выступающий в роли советника вступившего 12 июля 2023 года в должность банковского обмудсмена РК Дархана Нурпеисова), также отметил, что каждый случай требует тщательного и обстоятельного расследования.
"Правильно, банк несет ответственность за сохранность денег клиента. Но есть один важный момент. Дело в том, что если списание произошло с карточного счета или была онлайн-транзакция через него, то, скорее всего, мошенники поработали с пострадавшим, и он сам передал им свои идентификационные данные. В этом случае банк уже не несет ответственности". Ерсерик Сийрбаев
Поэтому, считает экс-омбудсмен, судьям очень сложно решить дело по списанию денег в пользу клиента.
"По крайней мере, на моей практике такого, чтобы суд решил дело в пользу пострадавшего, еще не было. Ведь если явных признаков нет, когда клиент отдавал третьему лицу свои данные, списать деньги со счета или карты невозможно".Ерсерик Сийрбаев
Тем не менее экс-омбудсмен рекомендует пострадавшим от рук мошенников казахстанцам обращаться с заявлениями во все инстанции, в том числе в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
Аналогичной точки зрения придерживаются и в АРРФР.
"Для начала необходимо понять, были ли нарушения со стороны банка или клиент сам предоставил мошенникам доступ к информации о счете (паролям, кодам и т.д.). Чаще бывает второй случай. Но в любом случае стоит обратиться в первую очередь в правоохранительные органы. Также можно обратиться к нам в Департамент защиты прав потребителей финансовых услуг. Наши специалисты проверят правильность действий банка". Пресс-служба АРРФР
В агентстве уточнили, что для этого необходимо личное обращение пострадавшего через e-otinish или письменное заявление.
Осторожно, афера: Социальная инженерия, или Все в ваших руках
Как правило, первые рекомендации слишком общительные и любопытные люди игнорируют. Между тем рекомендации гласят:
– Не разговаривайте с мошенником. Аферисты используют новые технологии социальной инженерии: подделывают ваш голос или, выведав ваши идентификационные данные, создают виртуальные дубликаты карты и пр. Положите трубку. Если есть вопросы, звоните в call-центр банка. Помните, что болтун – находка для мошенника.
– Не сообщайте никому, даже если собеседник представляется "сотрудником банка" или "сотрудником правоохранительных органов": пароль от своего личного кабинета в мобильном приложении или интернет-банкинге; реквизиты карты: номер, срок действия, CVV/CVC-код, SMS-код для подтверждения совершаемой операции – платежа, перевода и пр.
– Если вы обнаружили, что стали жертвой мошенников, необходимо сообщить об этом банку и заблокировать платежные средства, к которым мошенники могли получить доступ.
– Обратитесь в полицию с заявлением о совершении в отношении вас противоправных действий. С аналогичным заявлением обратитесь в банк и АРРФР.
Подводя итог, отметим, что сразу обращаться в суд – это бесполезная трата денег и сил. Конечно, можно подать досудебную претензию в банк, если устное обращение не привело к результатам. И если банк не пожелал урегулировать конфликт в досудебном порядке, подать иск в суд на банк, обвинив в том, что тот не обеспечил безопасность. Но в этом случае необходимо будет предоставить суду точные данные мошенников. А если мошенники проживают в другой стране, то дело осложняется международным элементом.
В крайнем случае, если только банк вдруг отказал в услуге блокирования карты или счета по вашей просьбе, то этот отказ можно оспорить в суде. Но, опять-таки, если операция по списанию была подтверждена, и доступ к этой информации имели только вы, шансы выиграть в суде минимальны.