Низкий уровень доходов в Казахстане не дает развиваться экономике – аудиторы
В документе Высшей аудиторской палаты (ВАП) подчеркивается, что глава государства поставил задачу по удвоению экономики к 2029 году. Для достижения этой задачи нужен стабильный экономический роста в размере 6% годовых.
Однако уже 10 лет реальный среднегодовой темп роста ВВП находится на уровне 4-5%.
По показателю доли трудовых доходов в ВВП, Казахстан значительно отстает от среднего показателя по странам со средним уровнем дохода, от стран G-20 и G-7, от стран Западной Европы и Прибалтийских государств. Среди стран – членов ЕАЭС Казахстану уступает только Кыргызстан.
Доля трудовых доходов в ВВП (в %) по странам. Иллюстрация: gov.kz
Вместе с этим Казахстан по показателю годовой инфляции (в 2023 году - 9,8%) – антилидер среди стран ЕАЭС. При этом в Армении наблюдается дефляция в 0,6%, в Беларуси инфляция - на уровне 5,8%, в Кыргызстане инфляция - 7,3%, в России - 7,4%).
Сравнение отдельных показателей в рамках ЕАЭС показывает, что самый высокий показатель ВВП на душу населения в Казахстане не коррелируется с показателями уровня жизни. В частности, Казахстан уступает России и Беларуси по показателям среднего размера назначенной пенсии и минимального размера оплаты труда.
Сравнение отдельных показателей в рамках ЕАЭС. Иллюстрация: gov.kz
Структура населения по источникам доходов в РК выглядит следующим образом:
- работающие по найму – 40,2%;
- самозанятые – 5,6%;
- получающие различные пособия (пенсии, стипендии, пособия по инвалидности, беременности и родам) – 10,5%;
- другие доходы (другие виды социальной помощи, доходы с личного подворья, доходы от собственности и другое) – 9,5%;
- живущие на иждивении – 34,3% (из них дети и молодежь до 19 лет – 90%).
Согласно результатам обследования причиной низкого уровня обеспеченности 92,7% казахстанцев отметили низкую оплату труда.
"В отчете правительства практически не раскрываются актуальные аспекты социального благополучия среднестатистического казахстанца, констатируется механическое освоение средств и количественное достижение показателей результатов".Заключение к отчету правительства РК об исполнении республиканского бюджета за 2023 год
Представленные как достигнутые социальные и экономические эффекты от реализации бюджетных инвестиционных проектов, субсидирования, увеличения и (или) пополнения уставного капитала являются неизмеримыми, обобщенными и обезличенными, а по ряду расходов и вовсе отсутствуют.
Еще год назад, в заключении к отчету правительства за 2022 год ВАП было рекомендовано разработать казахстанский стандарт качества жизни в разрезе ключевых социально-ориентированных отраслей и регионов экономики.
"Но на сегодняшний день данная рекомендация МНЭ реализована частично в виде Системы регионального стандарта, в которой обоснованно приводится расчет индекса качества жизни по альтернативной методике, но не прослеживается требуемая интеграция с социальной эффективностью бюджетных расходов".Заключение к отчету правительства РК об исполнении республиканского бюджета за 2023 год
По мнению ВАП, Министерству национальной экономики РК нужно принять во внимание результаты альтернативных методик по расчету уровня и качества жизни при планировании бюджета.