Алматинцев возвращают к классической античной драме
Фото: zakon.kz
Молодежный экспериментальный театр лиц решил подтвердить свое название, взяв для постановки несколько нетипичный для нашего времени спектакль.
В условиях доминирования в современных театрах так называемой новой драмы, в МЭТЛе решили пойти по другому пути и взять для постановки – ни много ни мало – «Антигону» Софокла.
Казахстанские театры крайне редко берутся за постановку классических античных драм. Во-первых, потому что для того, чтобы осилить такой жанр, зачастую просто не хватает ресурсов – в первую очередь человеческих. Во-вторых, никто не гарантирует, что спектакль «пойдет», ибо поручиться за то, что сегодняшняя публика воспримет столь сложную постановку, никто не сможет. Тем не менее художественный руководитель Молодежного экспериментального театра лиц Андрей Кочинов рискнул, надеясь, что народ будет к этому готов.
Для начала стоит сказать, что с открытием своего нового сезона Театр лиц сменил и площадку. Если раньше он выступал на сцене театра «АРТиШОК», то теперь спектакли будут проходить на Малой сцене Государственного театра кукол.
Напомним, сюжет древней трагедии следующий: Полиник, брат решительной Антигоны, дочери царя Эдипа, обладающей огромной силой воли, предал родные Фивы и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом, защитником родины. Царь Креонт запретил хоронить предателя и приказал отдать его тело на растерзание птицам и псам. Креонт не считается с традиционными родовыми законами, в отличие от дочери своей сестры. Но Антигона выполнила религиозный обряд погребения. За это Креонт велел замуровать Антигону в пещере, после чего и началась цепь трагических коллизий, в ходе которых царь обретает ощущение своего ничтожества перед богами.
Предыстория сюжета рассказана актерами в виде некой инсталляции. Артисты ритмично извиваются под эластичным полотном – такое решение позволяет актерам, закутавшись в полотно, изнутри создать через ткань инфернальные лики для большей экспрессии. Декорации также лаконичны: все конструкции выполнены с помощью обычных скамеек.
Зрителя вводят в сюжет с того момента, как Антигона делится с сестрой планами похоронить брата вопреки приказу царя Креонта. На первый взгляд – кажется зрителю – обычная постановка. Но далее нас всех ожидают сюрпризы. Артисты вдруг ни с того ни с сего начинают меняться персонажами. Сначала от сцены к сцене, а потом и вовсе – в одной сцене один актер единовременно может перевоплотиться в четверых-пятерых героев. Как выясняется позднее – ключ к этой путанице в том, что в первую очередь артисты играют Креонта, а потом уже, поочередно, – народ, семью, воинов и т.д. На первом этапе это порождает некоторые сложности для зрителя, так как на понимание и осознание всего происходящего требуется определенное время. Как рассказывает худрук МЭТЛа Андрей Кочинов, решение, чтобы «все играли всех», в определенном смысле было единственным выходом для «спасения» спектакля.
– Этим материалом я давно болел и даже хотел делать его в классической постановке. Но он никак не складывался: то главный герой не мог работать, то картина никак не складывалась, и тогда я понял, что Креонта должны играть все. Посыл этого решения таков – как сказал царь, так говорят и остальные, – рассказывает Андрей Кочинов. – Кроме того, спектакль еще и о гордыне. Чем выше человек воспарит, тем больнее ему будет падать.
Козлов Константин
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript