Глава «Казахфильма»: Наш зритель хочет видеть казахское кино
Zakon.kz
Бахыт Каирбеков рассказал о том, что тормозит развитие отечественной киноиндустрии.
Президент АО «Киностудия «Казахфильм» имени Шакена Айманова Бахыт Каирбеков дал первое интервью СМИ с момента вступления в эту должность.
В эксклюзивном интервью корреспонденту МИА «Казинформ» Бахыт Гафуович рассказал, что тормозит развитие отечественной киноиндустрии, и какие изменения намечаются в этой отрасли.
- Уважаемый Бахыт Гафуович, Ваш приход на должность руководителя киностудии «Казахфильм» ознаменовался долгим молчанием. Это ваше первое интервью для прессы?
- Да, некоторые СМИ не раз отмечали факт моего «молчания» и тому был ряд объективных причин.
Прежде всего, хотелось детально вникнуть в текущий процесс кинопроизводства, а уже потом делиться своими планами на перспективу. Конечно же, понадобилось время - фронт работы у «Казахфильма» как флагмана киноиндустрии республики просто огромен. Не буду утомлять вас рассказами о нашей специфике, по сути, это многопрофильное производство - кинофабрика со всеми присущими ей творческими и технологическими процессами.
В течение последних лет киностудия благодаря вниманию и заботе Главы государства, что называется «встала с колен», и все заговорили о возрождении «Казахфильма». Закуплена необходимая аппаратура, произведен ремонт монтажных помещений и павильонов, увеличено финансирование кинопроектов, и это не могло не отразиться на отечественном кино, которое вновь стало продвигаться на международной арене и завоевывать призы на кинофестивалях. Сами понимаете, фильм не может состояться без высококачественной современной аппаратуры и необходимых помещений, оборудованных под съемочный и монтажно-тонировочный процесс.
- Вы помните, на расширенном заседании Правительства в начале мая этого года Глава государства высказал замечания по поводу эффективности использования бюджета «Казахфильма». Какие меры предпринимаются для их устранения?
- В русле справедливой критики Главой государства деятельности киностудии мы сейчас пересматриваем структуру и штатное расписание. Главный приоритет для нас - это творческие и профессиональные люди, которые всей душой болеют за судьбу родной киностудии.
Конечно же, наш бюджет корректируются в связи с ситуацией внутри страны и с событиями, происходящими во всем мире. Как известно, бюджет 2015 года секвестирован. Конечно же, в условиях кризиса сделать шаг навстречу кино нелегко. Но, как сказал наш Глава государства, мы должны уже сегодня думать о том, как будем жить после кризиса. И тот факт, что, несмотря на сложности, государство поддерживает киноотрасль, мы воспринимаем как инвестиции в свое посткризисное будущее.
Наши планы вполне реалистичные и адекватны к новым реалиям. Это новые проекты: исторический многосерийный телевизионный художественный фильм под рабочим названием «Қазақ елі» (режиссер - Рустем Абдрашов). Фильм «Дорога к матери (режиссер - Акан Сатаев). Совсем недавно в Астане и Алматы прошли премьеры исторических кинолент «Аманат» Сатыбалды Нарымбетова и «Кунанбай» Досхана Жолжаксынова. В широкий прокат они выйдут осенью. Надеемся, до конца года мы выпустим на экраны еще три-четыре премьеры, а остальные выйдут в следующем году. Темп мы постараемся удержать.
- А в целом, по Вашему мнению, что мешает развиваться казахскому кино?
- Здесь приходится больше говорить о проблеме творческого поиска желаемых форм воплощения авторских идей. Даже лучшие из фильмов нового поколения нашей киностудии в большинстве своем удовлетворяют запросы казахстанского зрителя только потому, что он давно уже хочет видеть свое казахское кино, и потому все еще прощает наших режиссеров и принимает их работу, если можно сказать, аккордно, не вдаваясь в «мелочи», которые все же, как ни досадно, мешают стать нашим картинам полноценным художественным полотном.
Не секрет, наше казахстанское кино считают «фестивальным», ориентированным больше на поиск авторской формы, чем на создание высокохудожественного кинопроизведения. Безусловно, мы за многожанровое кино, но государственные деньги должны служить нашему обществу. Наши фильмы должны ориентироваться на интересы, ментальность и ценности казахстанской аудитории. И об этом говорил министр на первом заседании художественного совета по кинематографии. Конечно, министр прав. На мой взгляд, в основе этой проблемы - отсутствие полноценной казахстанской кинокритики. Практически не обозначена высокая планка ценностей, на которые должно ориентироваться современное кино. Эта проблема присуща не только нашему кинематографу, но и российскому кино, на которое мы привыкли ориентироваться. К счастью, мы пережили эпоху детективов и эротических романов в литературе, но экранизация этой «коммерческой» продукции еще продолжается на российских каналах, которые смотрят больше в Казахстане, чем в России.
Со времен выхода на экран фильма «Кыз Жибек» поиск национального «я» все еще не получил адекватного воплощения на экране. Поиск собственного национального облика в кинематографе - процесс постоянный, но затрудненный тем, что он сталкивается с целым рядом соблазнительных клише, которые якобы выигрышны, потому как всеми апробированы. Мнения зрителей по поводу новоявленных фильмов полярны, и это нормально. Мало кто сейчас помнит, что и «Кыз Жибек» не принимали за серьезную киноработу, а видели в ней скорее «оперу». Все новое, неординарное встречается в штыки, потому как еще не озвучена оценка его специалистами. И вот тут роль хорошего кинокритика велика, а представьте, что его нет, и тогда отзывы падают до уровня: нравится-не нравится. У нас нет профессиональной кинокритики именно в плане обсуждения фильмов не только по уровню операторской работы или тончайшего мастерства монтажа, но главное, по уровню того духовно насыщенного пространства, которым нас наполняет истинный талант, заражает своей энергетикой, драматургией чувств и мыслей, непрестанным поиском ответов на самые злободневные вопросы. Об этом говорить вроде как стало даже неприлично, дескать, это само собой разумеется..., да вот только не сотворяется.
- Какие сейчас новые задачи стоят перед крупнейшей отечественной киностудией?
- Как новый руководитель киностудии, я должен продолжить работу по реализации тематического плана на 2015 год. Процесс «вчитывания» в концепции будущих проектов, сценарии, режиссерские экспликации и драматургические ходы, естественно, занял много времени. Не меньше времени занимает процесс просмотра предыдущей продукции киностудии, а он необходим для выявления творческого потенциала тех, кто уже опробовал себя на ниве киноискусства.
Плановое финансирование проектов не позволяет мне и моим коллегам из художественного совета киностудии отказаться от выявленных слабых сценариев, мы будем дорабатывать их и доводить до необходимой кондиции, либо ставить на консервацию до лучших времен, пока авторы сами не преобразят их в проекты, достойные киновоплощения.
Нужно выправлять ситуацию и в документальном кино. И здесь ситуацию пытаемся поправить за счет привлечения новых авторов - как сценаристов, так и режиссеров. Для этого создана экспертная комиссия, в нее вошли молодые документалисты и известные кинорежиссеры, благодаря объективной оценке которых будут выявлены как огрехи, так и преимущества представленных работ.
Анимация, которая всегда была недешевой, до сих пор остается падчерицей финансирования кинопроизводства. Она субсидируется по пресловутому остаточному принципу. Что осталось после игрового и документального кино - все ваше. А с учетом перерасходов почти на каждой картине, остатков практически не бывает. Вот и нет у нас полнокровной анимации. На сегодня планируется создать полнометражный мультфильм (в соседней России это весьма прибыльное дело) из несостоявшегося проекта «Мұзбалақ». Изготовленный 25-минутный материал послужит добротной базой для создания талантливого произведения. Планируется продолжить сериал «Когда оживают легенды», но в другом более качественном виде.
Проблема с кинопрокатом, отсутствие закона о кино - также не снимаются с повестки дня. И здесь возможно было бы перспективным запустить совместные проекты с киностудиями ближайших соседей - России и Китая, чтобы выйти на международный кинорынок. Пока у нас мало, что сделано в этом плане, но двигаться в сторону сотрудничества, несомненно, надо и как можно скорее.
- Расскажите, пожалуйста, о главном проекте юбилейного года - 550-летия Казахского ханства.
- На сегодня главное внимание, конечно же, приковано к проекту, идейным вдохновителем которого является наш Президент, это - проект, посвященный 550-летию Казахского ханства. Глава государства справедливо считает необходимым представить новому поколению казахстанцев визуальное высококачественное полотно - историческую панораму становления казахской государственности. 10-сериальный мега-проект «Қазақ елі» должен не просто стать красочным образовательным пособием к изучению истории нашего народа и пробудить интерес нашей молодежи к прошлому Великой степи. Главное - вдохновить новое поколение казахстанцев на осознание личной причастности к судьбе родной страны, к созданию ее положительного имиджа во всем мире.
Как видите, стратегия нашей киностудии - вдохнуть жизнь в новые проекты, привлечь к производству фильмов свежие силы. Я думаю, что тематический план производства фильмов на 2016 год мы уже составим согласно новой концепции «Казахфильма», и наша продукция будет отвечать требованиям главных критериев - времени и зрителя.
- Спасибо Вам за беседу!
Автор: Дамир Байманов
Фото inform.kz
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript