В Алматы представлены старинные произведения мастеров Китая, Японии и Индии
Zakon.kz
Экспозиция «Легенды и мифы Древнего Востока» проходит в эти дни в одном из залов Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева.
Данная выставка интересна тем, что красота каждого из 63 экспозиционных предметов благодаря куратору, искусствоведу Марии Копелиович обретает жизнь и дополняется уникальными знаниями об истоках его создания, передает газета "Литер".
Мария Маркеловна является основным специалистом в области искусства Востока в музее. Собственно, каждый выставочный экспонат, о котором куратор может рассказывать часами, являет собой результат кропотливой аналитической работы.
– Для того чтобы сопоставить экспонат с историей его происхождения и изображаемой легендой, требуются годы, а то и десятилетия, – признается Копелиович. – Всю информацию приходится собирать по крупицам...
В музейном пространстве сегодня в рамках «Легенд и мифов Древнего Востока» представлены как предметы изобразительного искусства, а это картины, скульптуры, использовавшиеся в качестве оформления жилого интерьера людей, так и предметы декоративно-прикладного искусства, в частности китайский и японский фарфор.
– Для искусства Востока характерен символизм и благопожелания, – рассказывает Мария Копелиович, проходя от одного экспозиционного предмета к другому. – А вот и миниатюрные тибетские иконы – тханки. На одной из них изображена богиня Белая Тара. Индуистские религии утверждают нам о том, что сейчас наступило время, управляемое планетой Уран. Это время женского мира, когда женщины растут как личности…
На выставке представлен китайский халат императора конца XVIII века. Обычные императорские халаты, как правило, имели красные тона, но, пребывая в храме Неба, правители надевали синие. На синем одеянии изображен дракон, вышитый золотыми нитями.
На выставке также можно найти и интересный китайский портрет двух дам, датированный XVI веком. Картина написана на шелке с использованием растительных красок.
– Здесь изображена госпожа и ее служанка. Благодаря данной работе мы можем увидеть, каких женщин в то время любили императоры, – продолжила Копелиович.
Храмовая курильница из светлой бронзы, расположившаяся в экспозиционном зале, вплоть до XXI века считалась выполненной китайским мастером.
– Но было доказано, что ее создал японский мастер Сеуно Нищимура в 1880–1910 годах, – отметила куратор выставки. – Его учителем был скульптор из Италии, приглашенный правительством Японии для преподавания в Токийском институте изобразительных искусств, созданном в 1876 году.
По словам искусствоведа Екатерины Резниковой, основной костяк коллекции был сформирован в 1935 году, когда был подписан приказ о создании Казахской государственной художественной галереи имени Т. Шевченко. На ее базе создали Государственный музей искусств Казахской ССР, которому впоследствии присвоили имя Абылхана Кастеева.
– Тогда в течение нескольких лет шла передача произведений русского, западноевропейского искусства, искусства Востока из различных музеев, в том числе из «Эрмитажа», Музея народов Востока, музея имени Пушкина в Москве, – рассказывает Резникова. – Дальнейшее пополнение коллекции шло путем приобретения произведений из частных собраний. В настоящее время государство выделяет некоторые средства музею, но приобрести на них что-то серьезное и ценное фактически невозможно...
Выставка «Легенды и мифы Древнего Востока» будет радовать алматинцев и гостей южной столицы еще в течение двух месяцев. А уже в начале осени в связи с 80-летием музей готовит ряд интересных выставочных событий.
– Основной пик юбилейных мероприятий придется на сентябрь-октябрь, – проинформировала Екатерина Резникова.
Юлия МИЛЕНЬКАЯ, фото автора, Алматы
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript