Назад в будущее, или «Абай» в «Астана Опера»
Zakon.kz
Премьера вызвала большой общественный резонанс.
Третий премьерный спектакль оперы «Абай» пройдет 10 октября в «Астана Опера». Премьера вызвала большой общественный резонанс. За два дня столичный оперный посетили 2 500 зрителей, в числе которых были жители и гости столицы, а также музыковеды, музыкальные критики и те, для кого опера «Абай» не просто произведение, а часть жизни, сообщает пресс-служба театра.
После завершения спектакля, мы обратились к музыковеду, профессору, кандидату искусствоведения, члену Союза Композиторов Казахстана Алтын Салимовне Кетегеновой (Алматы).
- Что для вас значит опера «Абай»?
- Я была рада побывать на открытии третьего сезона, на премьере оперы «Абай». Либретто было написано М.О. Ауэзовым, композиторы – А.К. Жубанов и Л.А. Хамиди. Я знаю всю историю создания этой оперы, так как являюсь последней аспиранткой А.К. Жубанова. Он очень часто с гордостью рассказывал, как Мухтаром Омархановичем Ауэзовым активно участвовал при создании всех действий оперы и сам корректировал отдельные моменты: где-то что-то убирал, а где-то добавлял. Ауэзов с большим трепетом относился к тому, что нашлись такие композиторы, которые решили отразить образ Абая не только в поэзии, не только в литературе, но и в оперном варианте. Всем известно, что сам Абай – выдающийся народно-профессиональный композитор, создавший несколько десятков удивительных песен. К слову, именно поэтому А.К. Жубанов использовал часть из них в этой опере, отчего история жизни самого Абая становится особенно правдоподобной.
- Вы знаете все постановки оперы «Абай», сегодня познакомились еще с одной, какой оценки достойна столичная премьера?
- Она потрясла меня абсолютно новым подходом к раскрытию образа Абая. Исполнители, дирижер, режиссер-постановщик подали величественный образ Абая и поставили его в один ряд с выдающимися людьми Казахстана, нашими предками, такими как Аттила, Аль-Фараби и другие. Мне показалось, что наиболее ярко здесь была показана драматическая составляющая образа Абая, я бы сказала в шекспировском масштабе. Здесь погибают герои, в частности, его любимый ученик Айдар – это страдание народа и душевное страдание самого Абая. В этом плане вокалисты отлично сумели раскрыть все образы.
- Какие впечатления остались от оформления спектакля?
- Декорации – это второе, что меня поразило. В каждой из картин они были настолько самостоятельны и настолько индивидуальны, что это не могло не удивлять. Особенно поразили меня национальные костюмы, мне кажется, они поданы наиболее исторически в том смысле, что наши предки были очень богатыми людьми, очень состоятельно и хорошо одевались, но был и бедный народ. Эта опера – демонстрация жизни народа через личность Абая, выдающегося мыслителя конца XIX и начала XX века. Тяжелейшая жизнь казахского народа, видна как на ладони. Все страдания Абая, все его стихи, все его песни – о его любимом народе. Это очень хорошо отражено в опере.
Завершая разговор, Алтын Салимовна дала свое напутствие театру «Астана Опера».
- Я поздравляю весь коллектив оперного театра с прекрасным исполнением оперы и открытием нового сезона. Уверена, что в таком варианте оперу «Абай» мы сможем показать в любой части планеты, и что этот спектакль будет гордостью нашей республики и нашей культуры.
10 октября слушатели смогут оценить состав главных исполнителей: Абай – Заслуженный деятель Казахстана Талгат Мусабаев; Ажар - Заслуженный деятель Казахстана Айгуль Ниязова, для артистки это будет дебютное выступление; Айдар – Заслуженный деятель Казахстана Жан Тапин, Жиренше - Евгений Чайников; Азим –Рамзат Балакишиев; Кокбай - Талгат Галеев; Карлыгаш - Татьяна Вицинская. Еще один дебют в этом спектакле будет у исполнителя партии Сырттана - Народный артист Армении Барсег Туманян; Нарымбет - Ерулан Камел; Мес - Нурлыбек Коспармаков. За дирижерский пульт встанет – Заслуженный деятель РК, главный дирижер «Астана Опера» Алан Бурибаев.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript