Лента новостей
0

Рашид Нугманов: «Нам пора выходить на международный кинорынок»

Zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 14.03.2016 21:19 Zakon.kz
Первый праздник «Дня благодарности» в Астане отмечен еще одним важным событием – состоялся предпремьерный показ художественного фильма «Дорога к матери».
Первый праздник «Дня благодарности» в Астане отмечен еще одним важным событием – состоялся предпремьерный показ художественного фильма «Дорога к матери». Новая отечественная кинолента, созданная по заказу Министерства культуры и спорта РК, глубоко затронула зрителей и открыла, по сути, новую страницу отечественного кинематографа. Что думает по этому поводу профессиональное сообщество, мы решили узнать об этом у известного казахстанского кинорежиссера Президента Национальной академии кинематографических искусств и наук, Рашида Нугманова.

- Рашид Мусаевич, Ваше мнение о новой киноленте режиссера Акана Сатаева и сценариста Тимура Жаксылыкова? Успешный ли это проект?

- Я давно знаю этот творческий тандем и могу сказать, что их новый фильм "Дорога к матери" оправдал ожидания. Фильм разительно отличается от предыдущих кинокартин и по сюжету, и по жанру, но по-прежнему обращен к сердцу зрителя. Меня как профессионального кинематографиста всегда привлекал феномен зрительского успеха. Ведь какой-то одной формулы не существует, каждая удача представляет собой в той или иной степени открытие, откровение их создателей.

Коллективизация, голод, война, репрессии – тяжелейшие испытания, выпавшие на долю Ильяса, которого 10-летним мальчиком объявили "врагом народа" –наши сегодняшние проблемы кажутся детским лепетом рядом с тем, что пришлось пережить тому поколению. Главное достижение создателей фильма в том, что они заставляют зрителя почувствовать это нутром. Трудно сразу сказать, как это им удалось, потому что фильм воспринимаешь не головой, не анализируешь его, а просто погружаешься в историю. И дело не в масштабности съемок, ведь искушенный современный зритель видел и не такое. Но есть нечто объединяющее, от чего комок к горлу подступает, нечто более глубокое, базовое, общечеловеческое. Лучшей премьеры в День благодарности не представить. Я верю, что фильм ожидает богатая прокатная судьба. Это прекрасная работа всех без исключения создателей фильма и его продюсеров, и я рад, что казахстанские профессионалы сделали огромный шаг вперед, чтобы вывести наше кино на новый уровень.


- Сейчас Вы живете и работаете в Казахстане. Как человек, долгие годы проработавший в Европе и США, как Вы оценили бы развитие кино в нашей стране?

- Главная особенность казахстанского кинематографа в том, что до обретения независимости все фильмы финансировались государством, и когда страна в начале 90-х годов погрузилась в новые рыночные реалии, старая система начала немедленно крошиться.

В первую очередь пострадал кинопрокат. Кинотеатры стали закрываться, приватизироваться и перепрофилироваться. С ликвидацией Госкинопроката отечественные фильмы потеряли возможность выхода на массового зрителя. Затем постепенно стали появляться современные киносети, но уже полностью частные, без какого-либо государственного участия.

С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня основная продукция на наших экранах – американского производства, и эта ситуация продиктована жесткими рыночными условиями. В результате сложился огромный дисбаланс между производством национальных фильмов и их прокатом. Если первое все еще в большинстве своем субсидируется государством, то второе находится целиком в частных руках при отсутствии государственной поддержки проката. Это и представляет сегодня главную проблему на пути развития кинематографа Казахстана. В результате отсутствует мотивация возврата вложенных денег, и единственный источник дохода кинематографиста – производственная смета за счет бюджетных средств. Институт независимого продюсирования при отсутствии стимулов для частных инвестиций развивается слабо и спонтанно.

Существуют и объективные ограничения в силу малых размеров внутреннего кинорынка, немногочисленности казахстанской киноаудитории. Здесь важно активно выходить на международное сотрудничество и копродукцию, что позволит расширить прокатные перспективы за пределы страны.

В последние годы в Казахстане наблюдается положительная динамика в этом направлении. Видимо, это результат правильно выстроенной политики Министерства, направленной как на популяризацию национального кино, так и на привлечение известных зарубежных кинематографистов, международных организаций к производству совместной кинопродукции.

Например, режиссером четвертой части киноленты «Путь лидера» стал российский сценарист и режиссер Сергей Снежкин. К производству художественной картины «Пәриждегі ән» о легендарном певце и композиторе Амре Кашаубаеве привлечен американский продюсер Кэри Гранат. Производство фильма «Композитор», посвященного жизни и деятельности китайского композитора Си Синхая, жившего долгие годы в Казахстане, запланировано совместно с Китаем. Надеюсь, что и соглашения, подписанные министром культуры А. Мухамедиулы с британским кинопродюсером Кентом Волвиным, дадут свои положительные результаты. Это открывает перспективу вывести казахстанские фильмы на зарубежные кинорынки, а также привлечь в Казахстан зарубежные инвестиции и специалистов.

- В последнее время очень часто поднимается вопрос разработки самостоятельного Закона «О кино». Насколько это актуально, и что Вы можете сказать о международном опыте в киноиндустрии?

Дисбаланс между производством национальных фильмов и их прокатом в Казахстане требует срочных законодательных мер, чтобы выправить ситуацию, пока не поздно. Ведь с каждым годом мы все более погружаемся в рыночный мир. Это неизбежность. Государственное субсидирование кино из года в год сокращается, и это тоже неизбежность – для кого-то печальная, для других же – стимул к немедленным действиям.

Меня радует то, что Министерство культуры и спорта РК сегодня проявляет инициативу к реформам, опережая пассивную, иждивенческую позицию некоторых кинематографистов, привыкших к бесконечной безвозмездной государственной поддержке при отсутствии каких-либо обязательств возврата вложенных средств. "Дай, дай, дай, дай"… - это неподходящий алгоритм для 21 века, если мы хотим получить на выходе жизнеспособное, конкурентное кинопроизводство. Какие законодательные меры способны изменить ситуацию к лучшему? Тут нам поможет опыт зарубежных стран с развитой системой государственной поддержки кинематографии.

В первую очередь, России – поскольку мы вышли из единой советской системы, и проблемы наши схожи как родные сестры, если не принимать во внимание разницу в размере внутренних рынков. И хотя зрительская база в России во много раз больше, чем в Казахстане, суть развития у нас одна – это переход от 100%-ной государственной подпитки к саморегулирующейся рыночной модели.

Опыт Франции бесценен тем, что это самая продвинутая в мире система государственной поддержки национального кинематографа, при которой Министерство культуры Франции не выделяет на производство ни единого цента и никак не квотирует показ фильмов в кинотеатрах, при этом национальное кино процветает. Секрет такой системы в самовоспроизводстве.

В 1946 году, сразу после войны, во Франции был создан Центр национальной кинематографии, которому была придана функция сбора налогов с показа всех фильмов - как зарубежных, так и отечественных - в кинотеатрах, на телевидении и на любых других носителях. Полученные средства реинвестируются в производство французских фильмов. Просто и гениально. В результате бюджетная нагрузка полностью снята с плеч правительства.

Предложения рабочей группы Министерства культуры и спорта РК соединяет в себе лучшее из опыта мировой киноиндустрии. В результате тщательно разработанной многолетней программы развития поэтапно снимается нагрузка бюджетного финансирования национального кино при увеличении объема национального кинопроизводства.

Со своей стороны, наша недавно созданная Национальная академия кинематографических искусств и наук, представляющая интересы казахстанских кинематографистов, принимает активное участие в разработке нового, прогрессивного законодательства в сфере кино.

- Ежегодно в Казахстане проводится Международный кинофестиваль «Евразия». Каков его рейтинг на международной арене? И что требуется для поднятия его уровня?

- Кинофестиваль "Евразия" аккредитован в ФИАПФ – Международной федерации продюсерских ассоциаций, участниками которой являются все престижные фестивали мира класса "А", такие как Канны, Венеция, Берлин, Торонто и так далее, всего 35. То есть, формально "Евразия" входит в число элиты топовых международных фестивалей. Что же следует сделать практически, чтобы занять равное место среди них не по протоколу, а по факту?

Суть вопроса проще, чем может показаться. Необходимо избавиться от крайне неэффективной и бессмысленной практики ежегодных тендеров на право проведения фестиваля. Нужна постоянная дирекция, которая построит долговременную стратегию развития нашего бренда и превратит фестиваль в важнейший форум на евразийском пространстве, способный конкурировать с Москвой, Пуссаном и Шанхаем. Это не столь недостижимая задача, как может показаться на первый взгляд. Нужна лишь политическая воля. И опять же, меня как казахского кинематографиста радует принципиальная позиция Министерства культуры и спорта в этом вопросе. Если мы сделаем первый шаг сегодня, цель будет сама идти нам навстречу завтра.

Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: