Роза Рымбаева: Батыр многое принимал близко к сердцу
Zakon.kz
Он был солист, инструменталист, композитор, ни на кого не похожий и ни кого не повторяющий. Никому дорогу он не переходил, потому что у него был свой уникальный путь, вспоминает о Батыре примадонна казахстанской сцены Роза Рымбаева.
Большой музыкант и человек с большим сердцем. Таким в памяти знавших его людей останется ушедший год назад из жизни певец, композитор, поэт Батырхан Шукенов, уверена народная артистка Казахстана Роза Рымбаева, на одной сцене с которой он делал первые творческие шаги. Своими воспоминаниями о Батыре Роза Куанышевна поделилась перед вылетом из Алматы в Кызылорду, на родину артиста, где прошел конкурс его имени, сообщает ИА Новости-Казахстан.
— В ансамбль "Арай" он пришел уже готовым, профессиональным музыкантом, прошедшим хорошую школу и обладавшим очень высоким музыкальным вкусом. Он стремился к тому, чтобы играть настоящую высокопрофессиональную музыку и влиться в коллектив единомышленников, которые разделяют его вкусы, мысли и творческие стремления. Когда он прослушался у нас, конечно, мы с первой минуты поняли, что он высокопрофессиональный музыкант с хорошим музыкальным вкусом, в стиле ансамбля "Арай", который играл в стиле джаз-рок.
После нескольких репетиций он стал выступать и как вокалист, продемонстрировал хорошие вокальные данные. Мы ему стали подбирать репертуар. Потом, естественно, ансамбль "Арай" стал готовить свою концертную программу, они сами прославились как инструменталисты, а Батыр — как солист этой инструментальной группы. Но до этого мы проездили 10 лет по стране и за рубежом, это была большая, хорошая профессиональная музыкальная, артистическая школа. Мы чуть ли не родными стали. Мы параллельно росли и участвовали в разных конкурсах. Они участвовали во всесоюзных конкурсах, я — в международных.
Поэтому когда пришло время, они отделились как отдельный состав, и их появление на эстраде уже на всесоюзном уровне с первого дня было ярким и запоминающимся. Их песня "Джулия" "выстрелила" на всесоюзной арене, и было понятно, что на всесоюзной эстраде появилась яркая высокопрофессиональная команда. "А'Студио" стала яркой звездой на нашем небосклоне именно в тот период, когда в составе группы выступал Батырхан.
- Считается, что музыку "А'Студио" любили не только простые зрители, но и очень высоко оценивали профессиональные музыканты?
— Каждая их песня становилась настоящим хитом, каждая новая программа — это было событие. Их выступлений ждали не только простые зрители, но и профессионалы. Это правда, что их песни высоко оцениваются именно профессионалами за высокий музыкальный уровень. Это не какие-то коммерческие дешевые вещи, а настоящие оконченные произведения с точки зрения композиторской и исполнительской работы, а также аранжировки. География распространения их поклонников не ограничивалась территорией Советского Союза. Их песни знали и любили во многих странах мира. Конечно, они прославили нас, показали свой особый музыкальный стиль. Когда они начали играть, все говорили: "Ну, это алматинский стиль".
- Как складывались отношения в вашем коллективе вне сцены?
— Мы все дружили семьями. Особенно в самые первые годы. Мы все были бедны. Ни у кого, кроме меня, не было особо большой квартиры, поэтому на все праздники мы собирались у меня, встречали Новый год всем составом. Тем более, мы жили около площади, поэтому, отмечая наступление Нового года, мы выходили на площадь, где была огромная елка. Там же мы встречали других друзей-музыкантов и они вливались в нашу компанию. Другими словами, наша квартира была центром сбора этого "араевского" состава, их семей и наших друзей.
- Как изменилась жизнь Батырхана после начала сольной карьеры?
— Я думаю, что одному ему было очень тяжело. Наверное, на здоровье его сказался именно этот период, и основная нагрузка на его здоровье пришлась на эти годы. Очень тяжело одному пробиваться, когда ты уже задал очень высокую планку, а ниже он уже не хотел опускаться. Ни в коем случае он не думал о конкуренции, просто он хотел показать свое творчество как исполнитель и композитор на самом высоком уровне и ему это удавалось. А телевизионный конкурс "Один в один"? Он там тоже победил. Какие бы образы он ни создавал, он показал себя не только как вокалист, но и как актер. Последний раз мы с ним виделись в конце апреля прошлого года в Астане, после этого он улетел в Москву и через несколько дней его не стало. А у нас были планы: мы планировали встретиться у нас в Алматы, планировали сходить в ресторан. Кроме того, планировались и совместные выступления. Еще в составе "Арая" мы пели с ним дуэтом, он написал песню "Мы встретимся" на слова Владимира Миклошича. Мы ее пропели все 10 лет, что мы работали. И потом сколько у меня было юбилейных концертов в Алматы, в Москве, во всех концертах он участвовал, он отменял свои гастроли, прилетал, чтобы поздравить меня, выступить со мной. К сожалению, на концерте, посвященном моему 40-летнему юбилею творческой деятельности (в октябре 2015 года — ред.) я исполнила эту песню без него. Но партию Батыра исполнил мой сын, который тоже вырос на его песнях.
- Батырхан никогда не жаловался на здоровье?
— Я помню, еще в "Арае" у него несколько раз бывали проблемы со здоровьем. Но по молодости на это, естественно, никто серьезно не обращал внимание. И ребята с "А'Студио" говорят, что там тоже у него были проблемы. Но, как всегда, никто не обращает на это внимание. Немножко прихватило, отпустило, и он дальше пошел: работа-работа. Мы — люди эмоциональные, за эмоциями иногда забываем себя. Я, бывает, с температурой выхожу на сцену, с гриппом, ангиной. Но на сцене я забываю про свои болезни, потому что я перевоплощаюсь, становлюсь другим человеком. Мы эти моменты как-то своими эмоциями перекрываем.
Вообще, надо сказать, трудная жизнь у него была. И в семейном плане, и в плане работы. Нелегко. Кому сейчас легко, честно говоря? Я, например, чтобы не создавать эти проблемы для себя, чтобы не пробивать дорогу, не хотела никуда уезжать. Мне тоже в свое предлагали уехать в Москву начинать на другом уровне. Но я говорила "нет, мое место здесь". Мне здесь спокойно, мне здесь хорошо и мне этого достаточно.
- Зрители знают Батыра как артиста. А каким он был человеком?
— Он был настоящим мужчиной, очень добрым, отзывчивым. И он принимал все близко к сердцу. Что-то плохое, с чем он сталкивался и что не в силах был поменять, наверное, тоже отражалось на его здоровье. Он просто вынужден был, возможно, в некоторых местах промолчать, соглашаться. Может, не всегда его устраивали гастрольные условия, например, концертная площадка. Мы выезжаем и не знаем, что нас ждет. Мы вынуждены работать в тех условиях, которые нам предложили. Много раз так был.
Какими-то своими проблемами он делиться не любил. О сложностях в семейной, личной жизни мы поздно узнали. Он держал все это в себе. Но при этом у него было чувство юмора, и когда мы находились в своей компании, в своей среде, он всегда с удовольствием шутил. У нас всегда была своя компания, еще начиная с ансамбля "Арай". И если мы сидим за столом, у нас всегда были шутки, юмор. Он был очень добрый и веселый человек. Еще хочу отметить, что у него не было врагов, не был противников. У него было свое направление: он был солист, инструменталист, композитор, ни на кого не похожий и ни кого не повторяющий. Никому дорогу он не переходил, потому что у него был свой уникальный путь.
Фото: © РИА Новости. Евгений Биятов
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript