ARTиШОК открывает новый сезон спектаклем «Ұят»
Zakon.kz
Заглавная тема спектакля – стыд, ұят – будет рассмотрена не с того ракурса, как ее привыкли обсуждать в социальных сетях.
В Алматы в ближайшие выходные - 10-11 сентября откроет новый театральный сезон ARTиШОК. Спектаклем-открытием станет драма «Ұят» - совместная работа режиссера Галины Пьяновой, драматурга Наташи Ворожбит и политолога Досыма Сатпаева, сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу театра.
Идеей для спектакля «Ұят» стала книга группы казахстанских политологов под руководством Досыма Сатпаева «Коктейль Молотова: Анатомия казахстанской молодежи», а также исследование Фонда Фридриха Эберта «Молодежь Центральной Азии. Казахстан».
Пьесу, которая легла в основу спектакля, пригласили писать драматурга из Украины Наташу Ворожбит. Ее пьесы с 1995 года ставят в театрах Украины, России, Великобритании, Латвии. Среди самых известных произведений - «Житие простых» (1994), «Девочка со спичками» (1995), «Супербум и другие подарки» (1997), «Ширма» (1999), «Галка Моталко» (2002), «Что ты хочешь, украинский бог?» (2004), «Демоны» (2004), «Присоединяюсь» (2005), «Зернохранилище» (2009), «Саша, вынеси мусор» (2015).
Досым Сатпаев: «Было хорошо, что над этой постановкой работал, в том числе, человек не из Казахстана. Таким образом, было желание соблюсти «чистоту эксперимента» в попытке взглянуть на себя со стороны. Есть такое понятие как «замыленность глаза». Появляются моменты, на которые мы не обращаем внимания, так как они кажутся нам привычными, но зато они вызывают у постороннего человека больший интерес. И очень важно, что в подготовке этой пьесы также участвовал наблюдатель со стороны, который с Казахстаном не был связан, который знает о наших внутренних проблемах не по нашим внутренним дискуссиям, а видит эти проблемы через судьбы конкретных людей».
Заглавная тема спектакля – стыд, ұят – будет рассмотрена не с того ракурса, как ее привыкли обсуждать в социальных сетях. Спектакль расскажет о более серьезных и важных внутренних конфликтах, чем может вызвать в человеке вид неприкрытой груди или откровенных танцев в национальных костюмах. «Ұят» затронет темы национального самосознания, религии, отношений между социальными группами.
«Ұят» стал первой за долгое время работой театра по готовому драматургическому тексту. В последние годы команда ARTиШОКа брала за основу спектаклей прозаические, поэтические тексты либо создавала драматургию самостоятельно. Несмотря на то, что пьеса Натальи Ворожбит и ее трактовка режиссером Галиной Пьяновой получились остросоциальными, затрагивают темы, которые вызывали в обществе мощную реакцию, спектакль обещает стать в первую очередь художественной историей.
Галина Пьянова: «Процесс работы над спектаклем для нас очень сложный. Мы стали более открыты, это точно. У нас сейчас очень разная группа, с нами работают новые артисты, ребята - казахи. И мы очень откровенно друг с другом разговариваем. Мы говорим: ты – казах, я – русский. Мы этого не стесняемся, это нормально – проговаривать национальности друг друга, говорить о минусах и плюсах ментальности. И оказывается, что это совсем не конфликтный разговор, не конфликтная ситуация. И когда ребята говорят по-казахски, мы хотим их понять, потому что нам интересно узнать, о чем они говорят, а не потому, что мы боимся того, о чем они говорят. Оказалось, что это просто, действительно просто, до слез. Эта формула, что мы все одинаковые – это ерунда, мы не одинаковые. Но то что мы, разные, можем понимать друг друга и уважать друг друга – это, оказывается, просто».
Роли в спектакле «Ұят» сыграют пять артистов ARTиШОКа (Анастасия Тарасова, Виктория Мухамеджанова, Катя Дзвоник, Дмитрий Копылов, Чингиз Капин) и семь приглашенных актеров. И хотя пьеса была написана на русском языке, в процессе работы над спектаклем в нем появилось много сцен на казахском.
Как отмечает Г.Пьянова, пьеса «Ұят» создавалась специально для ARTиШОКа, но не эксклюзивно для него. После премьеры в независимом театре пьесу при желании смогу взять для постановки любые театры.
Спектакль «Ұят» поставлен при финансовой поддержке частного Фонда Досыма Сатпаева и Фонда Фридриха Эберта.
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript