Правда и мифы об эстрадном вокале
Казахстанская эстрада сегодня вызывает порой противоположные эмоции: от восхищения до отвращения. Но кто бы что ни говорил, земля Казахстана всегда была богата на таланты. Другой вопрос, можно ли достичь успеха в вокале только за счет природного дара, так сказать, голоса от природы? Более того, по пути к славе также есть риск "подцепить" "звездную болезнь" или просто "потерять голос" в результате его ломки в подростковом возрасте. Насколько правдивы вышеизложенные утверждения, или они являются чистейшими мифами, разбирался корреспондент Zakon.kz вместе с алматинским педагогом по вокалу Натальей Чураковой, среди воспитанников которой победительница "Голос. Дiти" Данэлия Тулешова, победитель "Голос. Казахстан" Даниил Юн, финалист шоу "Хочу к Меладзе" Фариз Мамедов и многие другие юные, но уже титулованные артисты.
- Каждый ребенок с рождения обладает громким голосом. Но в итоге далеко не все становятся певцами. Почему так происходит, на ваш взгляд? Как родителям в раннем детском возрасте развивать голос ребенка, чтобы он мог хорошо петь?
- Все мы рождаемся с двумя руками, но не все становимся строителями. Все не могут быть певцами, или строителями, или учителями, хотя базовый набор навыков всем дается примерно одинаковый. Другое дело – интересы, которые можно проследить практически у каждого ребенка с раннего детства. Кто-то, еще лежа в кроватке, начинает подпевать музыке из телевизора, кому-то хочется разобрать на мелкие части любую подаренную игрушку, кто-то гениально рисует уже в три года, кто-то пританцовывает, едва услышав какой-то ритмичный мотив… Я думаю, основная задача родителей в этой ситуации – наблюдать. И пытаться понять, к чему лежит душа у ребенка, ведь каждый, едва родившись, уже личность.
Если родителям непременно хочется, чтобы ребенок родился музыкально одаренным, нужно самим очень сильно любить музыку, слушать ее (и желательно не шансон), а уже потом, когда чадо начнет произносить первые слова, начинать подыскивать вокальную студию, где ребенком займутся профессионалы. Все это работает лишь в случае, если ребенок сам хочет развиваться в этом направлении, всегда и везде что-то напевает, настукивает ритм. Проводя прослушивание детей, я всегда спрашиваю, если не вижу искорок в глазах ребенка: "А кто, собственно, хочет петь? Ваш ребенок или вы сами?".
Не могу дать универсального совета для всех родителей, все дети разные и у каждого - свое время. Кто-то уже в три года цепко держит микрофон, и часовое занятие вокалом его совсем не утомляет, а кому-то и в 10 лет скучно петь вокальные упражнения. Мы проводим прослушивание для детей, начиная с 4 лет. А там уже по ситуации рекомендуем родителям либо подождать, повзрослеть, либо сразу приступить к занятиям.
- В каком возрасте лучше всего начинать основательно заниматься вокалом?
- Не очень понимаю сути слова "основательно". На мой взгляд, для любого результата чем раньше, тем лучше. И так как наша студия профессиональная, таких детей и подростков мы и ожидаем, кто в принципе определился со своими основными интересами и не планирует, например, и балетом заниматься, и гениальным пианистом стать в будущем, и петь на профессиональной сцене. Потому как, если серьезно заниматься, нужно однозначно выбрать что-то одно и посвящать этому львиную долю своего времени. Для того, чтобы стать профессионалом в любом деле, необходимы 10 тыс. часов практики. Вот и посчитайте, сколько времени понадобится, если вы будете уделять пению, например, 1 час в неделю… 192 года. Люди столько не живут пока. Поэтому, начав заниматься, очень скоро родители понимают, что маловато даже двух часов в неделю (такой график предлагает основная масса вокальных студий), и вот тут начинается самое интересное, и каждый выбирает график и режим, в котором ему комфортно, и можно заметить результат.
- Если детки рано становятся звездами, есть риск, что они могут заболеть "звездной болезнью". Какую профилактику вы проводите, чтобы этого не случилось? Какие советы можете дать юным звездам, их родителям?
- Звездная болезнь выражается в основном в том, что человек, достигнув какой-то ступени, вдруг решает, что уже все умеет и его путь обучения закончен. У кого-то такой всплеск может случиться после первого же гран-при на местечковом конкурсе, а кто-то, даже покорив миллионы сердец, продолжает считать, что до совершенства далеко. Мне, наверное, повезло. Никто из моих подопечных не страдает "звездной" болезнью, может быть потому, что на каждом уроке им приходится так много работать, чтоб я хотя бы иногда говорила: "О, ну вот это уже что-то, наконец-то ты начал(-а) чувствовать песню".
- Можно ли достичь успеха в вокале только за счет природного таланта, голоса от природы?
- Сейчас такая большая конкуренция в мире музыки, столько вокальных проектов, талантливых и одаренных детей, что, пожалуй, только таланта уже маловато. Нужно продумывать стратегию развития и очень много работать. Люди, видя на экране красивые клипы или фееричные выступления звезд, порой не подозревают, какой огромный труд стоит за всем этим. Артист не находится на сцене 8 часов в день, как другие работающие люди, но он работает порой по 12 часов в сутки, а то и больше, чтобы сделать, например, одно большое шоу в год. И это титанический труд, очень нервный к тому же. Обыватели считают пение развлечением, а на самом деле это не менее сложная, в том числе, и физическая работа, которая требует огромного сосредоточения, большого творческого потенциала и, конечно, чутья. Очень важно понимать, что хочет слышать публика именно от тебя, что нового, интересного ты можешь предложить ей, как артист. Для этого необходимо постоянно развиваться и учиться, одного дара, данного природой, конечно, недостаточно. Не развиваясь внутренне, снаружи вы будете становиться старше, а талант так и останется того размера, каким был изначально.
- На эстраде были и есть примеры, когда люди без слуха и, откровенно говоря, без голоса становятся звездами (Алсу, Бузова). А талантливые не так сильно популярны. Насколько важно продвигать талантливых ребят? Или вы считаете, что талант найдет путь к славе сам?
- Мы как раз и занимаемся тем, что ищем талантливых детей и развиваем, продвигаем их. Я не хочу сейчас говорить об артистах, которые, по чьему-то мнению, не заслуживают того, чтобы находиться на сцене. Мы не можем судить о том, кто чего заслуживает.
Раз популярна Бузова, значит, она кому-то нравится. Кто-то ее слушает. Я ее не слушаю, не знаю ни одной песни, поэтому лично для меня она вовсе не популярна. Это дело вкуса, и я его никому не навязываю. И да, популярность - это своеобразная лотерея. Кому-то везет больше, кому-то меньше. Это вовсе не значит, что тем, кто не популярен, нет смысла заниматься музыкой и пробовать силы в различных шоу. Дорога у всех своя, не стоит выбирать ее, оглядываясь на чьи-то успехи или провалы.
Нужно просто каждый раз спрашивать себя, действительно ли ты любишь то, чем занимаешься. И популярность в этом случает не играет никакой роли.
- Одна из ваших учениц Данэлия Тулешова подходит к тому возрасту, когда ломается голос (да, у девочек это не так заметно, как у мальчиков, но все же). Как вы считаете, сможет ли она в будущем выступать на таком же высочайшем уровне, как сейчас?
- Ломка – это на самом деле не такой уж кошмарный кошмар, как принято представлять. Уровень Данэлии всегда был весьма высок, благодаря ее природному таланту. Конечно, после "Голоса" Украины произошел настоящий взрыв популярности, но я не считаю это единственным показателем уровня мастерства. Данэлия прекрасно пела и до проекта в Украине, просто об этом знало меньшее количество людей. Так что, я уверена, что планка, заданная ей, будет уверенно держаться и никакая ломка этому не помеха. Тут опять-таки все зависит от того, решит ли она свою жизнь посвятить музыке или выберет совершенно другую область и предпочтет развиваться в другом направлении. Так или иначе, я считаю, что талантливый человек талантлив во всем, и в какой бы области она не задумала реализоваться, ее везде ждет успех.
- Насколько велика вероятность, что мальчики потеряют вокальные данные после ломки голоса? Или после ломки голоса они могут петь так же хорошо, как в детстве?
- Никто не утрачивает вокальные данные после ломки, так как вокальные навыки – результат работы мышц, управление своим голосом, ориентируясь на слух. Невозможно разучиться ездить на велосипеде, просто после долгого перерыва нужно какое-то время, чтобы мышечная память восстановилась. Во время ломки меняется тембр голоса (у девочек меньше, у мальчиков кардинально) из-за того, что связки резко, за короткий срок изменяются в размере, начинают звучать иначе, к этому нужно приспособиться. И, конечно, у мальчиков уже не будет того звонкого детского звучания после мутации, но это совсем не значит, что они будут петь хуже. Просто они будут звучать иначе.
- Реально ли телевидение может сделать вокалиста звездой? Или все-таки, интернет гораздо эффективнее?
- Телевидение и интернет – это инструменты. И если их использовать грамотно (как и любой инструмент, впрочем), конечно, это может принести огромные результаты. А может и не принести. Я уже говорила, что популярность – это лотерея, в которой везет далеко не всем, потому что в творчестве многое зависит от субъективного мнения определенного количества людей. Никто не может сказать: мне не нравится, что дважды два четыре. Это ни у кого не вызывает сомнения, и абсолютно все об этом знают и с этим согласны. Творчество – это совсем иное. Кому-то нравится группа Queen, кому-то Михаил Круг. Кто прав? В этой ситуации все зависит от вашего вкуса, а не от того, что вы знаете истину. Так вот, популярность – это умение вызывать симпатии у большого количества людей, независимо от того, правильно ты "творишь" или вопреки всем установленным нормам и правилам.
- Кто сейчас у вас самый младший, и кто самый старший ученик?
- Моей самой младшей ученице сейчас семь лет (она пришла заниматься в пять), самой старшей – 17 лет.
- Во время участия в проектах, таких как "Хочу к Меладзе", "Детский Голос" ваши ученики советуются с вами, созваниваются? Или на проекте они полностью в руках съемочной группы, тех педагогов?
- Я не очень имею права раскрывать закулисье какого бы то ни было шоу. Думаю, если знать всю правду, будет просто неинтересно смотреть. Шоу – это сказка о Золушке, которая в один сказочный миг превращается в принцессу.
Если раскрыть секрет этого волшебства, чуда не случится, и основная масса зрителей потеряет интерес к зрелищу, которого они ждут с нетерпением всю неделю. Но, конечно, я стараюсь поддерживать своих подопечных на проектах.
По поводу шоу "Хочу к Меладзе" у меня есть даже целая серия заметок, которые я вела во время съемок. Там раскрывается часть закулисья, но это был разовый проект, которые не получил продолжения, поэтому, думаю, никому не принесла вреда, приоткрыв завесу тайны. На сто процентов я могу сказать, что к любому проекту, конкурсу или фестивалю нужно тщательно готовиться, подбирать и отрабатывать разный материал, потому что с одним и тем же материалом на одном проекте ты можешь оказаться в фаворитах, в другом – провалиться с треском. Поэтому нужно очень хорошо понимать, куда и зачем ты едешь и какой формат проекта.
Альберт Ахметов