Политолог: деятельность ШОС привлекает внимание всего мирового сообщества
Самаркандский саммит ШОС знаменателен тем, что в нем участвуют не только восемь постоянных членов-государств, но и еще шесть глав государств, то есть 14 лидеров встречаются на этой площадке. Среди приглашенных и президент Турции Эрдоган, а Турция является членом НАТО. Шанхайская организация сотрудничества не является блоковой структурой и никогда себя так не позиционировала.
Казахстан с самого начала с большой заинтересованностью участвует в деятельности ШОС, являясь, по сути, одним из государств-учредителей, отметил эксперт КИСИ при президенте РК Санат Кушкумбаев.
Политолог напомнил, что Шанхайская организация сотрудничества выросла из структуры переговорного процесса по границам, в которую сначала входили Китай и четыре приграничные постсоветские страны – Казахстан, Россия, Кыргызстан и Таджикистан.
Вначале шли переговоры о демилитаризации. Стороны избрали диалоговый формат, который был успешным и в дальнейшем вырос. Присоединился Узбекистан, затем две южноазиатские страны – Пакистан и Индия. На саммите в Самарканде фактически был дан старт присоединению Ирана к ШОС, который подписал об этом соответствующий меморандум. Иранской стороне необходимо будет ратифицировать еще большое количество документов, чтобы стать полноценным членом ШОС. Эксперт КИСИ при президенте РК Санат Кушкумбаев
По мнению политолога, расширилось количество стран-партнеров, есть наблюдатели из Катара и других ближневосточных государств. Поэтому этот саммит очень интересен, особенно на фоне происходящих событий в мировом экономическом пространстве и геополитической турбулентности.
Важно, что на этой многосторонней площадке есть двух- трехсторонние форматы договоренностей. Понятно, у России, Китая, Ирана отдельные позиции, отдельные отношения и история этих отношений с их контрпартнерами – западными странами. Но полностью переносить это на площадку ШОС было бы ошибочно, поэтому в данном контексте ШОС больше организация сотрудничества. Она построена на понимании кооперативной безопасности и сотрудничества в экономической сфере. Это то, что привлекает Казахстан в этой структуре. Эксперт КИСИ при президенте РК Санат Кушкумбаев
Еще один аспект – это сотрудничество в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАС) ШОС, штаб-квартира которой находится в Ташкенте.
– Здесь у нас есть взаимопонимание, мы совместно противодействуем международному терроризму, экстремизму, радикализму, наркотрафику. Это общие вызовы и угрозы, в борьбе с которыми страны ШОС объединяются и принимают совместные меры, – говорит Санат Кушкумбаев. – В этом контексте в повестке ШОС Афганистан всегда занимал важное место. По сути, можно сказать, что Афганистан сейчас окружен пространством ШОС. Поэтому вопросы – каким образом взаимодействовать, как можно повлиять, какие скоординированные меры и методы избрать, чтобы вовлечь Афганистан в конструктивные взаимоотношения, какую повестку продвигать совместно в афганском направлении – тоже будут очень важными.
Здесь есть различия, считает политолог: "Тот же Таджикистан имеет свою собственную точку зрения. Своя линия у Пакистана и Узбекистана. Есть отличие во взглядах Ирана и Индии, поэтому нужно учитывать этот аспект".
В целом, говоря о Шанхайской организации сотрудничества, он отметил, что у нее изначально было два колеса – безопасность и торгово-экономическое сотрудничество. Они остаются ключевыми направлениями. К ним добавляются новые форматы взаимодействия в культурной, гуманитарной, образовательной сферах, а также в области цифровизации.
Но те стержневые вещи, которые изначально были, они остаются. Это организация для сотрудничества. Само ее название говорит о том, что она привлекает азиатские страны. И не только. Речь идет и о присоединении к ней Беларуси. Поэтому это крупнейшая платформа для кооперации не только в Азии, но и в мире. Эксперт КИСИ при президенте РК Санат Кушкумбаев
Учитывая, что больше 60% площади земной поверхности и половина населения земного шара сосредоточены в странах-членах ШОС, на ее деятельность большое внимание обращают не только соседи, но и мировое сообщество, резюмировал политолог.