Евгений Васякин: Застройка в Алматы ведется по закону случайности
Почетный архитектор РК Евгений Васякин, принимавший участие в разработке генплана Алматы, Талдыкоргана, Шымкента и многих других городов Казахстана рассказал Zakon.kz об особенностях Южной столицы, о трудностях в работе архитектора, прокомментировал современную застройку Алматы и поведал, что бы он хотел поменять в современном облике города.
— Вы работали над архитектурным обликом многих городов Казахстана. Каким из реализованных проектов вы гордитесь больше всего?
— Южная столица, в которой я работаю уже полвека, наш дом родной. И архитектурные и градостроительные проблемы города всегда были «на виду». Мне с моими друзьями удалось врастать в его суть и бесчисленные проблемы с далеких 67-68-х годов прошлого века.
Определить перспективы развития его на десятилетия вперед задача не из простых. Новые проспекты и магистрали нужно было правильно протрассировать, на правах первопроходцев. Проспект Сейфуллина до проспекта аль-Фараби и трасса последнего были вычерчены в натуре в пятне города, в южной части города улица Дзержинского (Наурызбай батыра), улица Космонавтов (Байтурсынова), Восточная объездная – все эти магистрали сейчас живут полнокровной жизнью.
В наше время их не было, это одно из достижений. Они, эти магистрали, помогли сформировать четкую транспортно-планировочную структуру, дополненную системой центров, скверов и др. В конечном итоге функциональная организация центральной части получила законченность и в народе именуется, как «золотой квадрат».
На эту часть города Госстроем республики было организовано немало проектных наработок, в том числе конкурсных, что говорило о серьезности проблемы (темы).
Без сомнения, работа над центральной частью города, как и районов «Сайран», вокруг водоема, «Новозападный», что за проспектом Саина – все эти работы были в свое время хорошо восприняты властями, проектировщиками и населением города.
С реализацией проектов дело обстоит гораздо сложнее, поскольку временные параметры и нацеленность на их реализацию растягивались во времени, новые «скрипки» вносили в них свое видение, существенно меняя первоначальный замысел. Алма-Ата, наш город родной, колыбель всех крупных перспективных замыслов. А это уже что-то…
Кроме того, серьезные замыслы в свое время были заложены в генпланы городов Аксай, Чимкент, Талды-Курган, Кустанай, Джамбул, это тоже результат нашей работы.
— Вы неоднократно принимали участие в разработке архитектурного генплана Алматы. Какие задачи стояли перед архитекторами несколько десятков лет назад, и какие сейчас?
— Задачи одни и те же: учет перспектив развития города как в территориальном плане, так и соответствующей ему инженерной и транспортной инфраструктуре, мощности строительной базы и др.
— Реализация генплана дело длительное. Можно ли предугадать потребности города через десятки лет, когда новый проект будет до конца реализован?
— Когда исчезли институты СССР (Госплан, министерства, ведомства и др.), позиция генпроектировщиков неимоверно усложнилась. Как вы заметили верно – предугадать потребности города на 100% – невозможно. Поэтому в канву ГП могут постоянно вноситься коррективы с целью уточнения ряда существенных позиций, без которых город и, соответственно генплан, не может существовать.
Всего 10 лет прошло с момента утверждения последнего генплана (2003 год), а задачи на будущее заметно усложнились и новый ГП города начал разрабатываться вновь (2013-2015гг).
— В связи с географическим положением Алматы плохо продувается, что негативно влияет на качество воздуха, предполагает ли новый генплан решение этого вопроса?
— Генплан Алматы во все времена по-своему решал вопросы качества воздушного бассейна. Но когда в последние 20 лет автомобилизация (основной источник загрязнения воздушной среды, в отсутствие промпредприятий, которые стоят мертво) увеличилась в 20 и более раз, вопрос продуваемости ставится на одно из первых мест в городских проблемах. Опять вспомнили о продуваемости…
— Проблему продуваемости предлагают решать различными способами, в том числе пробивкой тоннеля в горах, построением гигантской конусообразной башни (которая вызывает эффект поднятых юбок), как вы относитесь к таким инновационным подходам?
— Ваши инновации из раздела фантастики. Мы работаем по замене всех источников загрязнения (бензин, солярка, уголь) на газ и электричество (в основном автомобилеперевозка), что по нашему мнению снизит в десятки раз загрязнение воздушного бассейна, а метро, легкорельсовый транспорт, троллейбусы-трамваи и весь автотранспорт на газе должны способствовать этому.
— С точки зрения архитектора, одобряете ли вы бурный рост Алматы – присоединение новых районов, пригородных поселков, изменение границ города?
— В пределах БАКАД территория города удваивается. Следовательно, численность населения города также увеличивается, быть может, вдвое. Учитывая, что рост городов в Казахстане с их экономикой не может «размазываться» на 15 областных центров, целесообразно ее (экономику) сконцентрировать на четырех-пяти узловых мегополюсах.
Алматы в их числе всегда занимал главенствующую роль. Следовательно, идею роста города в 3-3,5 миллиона человек к 2050 г. и далее не вижу крамольной. Нужно лишь готовить его заранее к этой желаемой цифре (стройиндустрия, инженерная инфраструктура, дорожная сеть с чистыми видами транспорта и др). Недоучет этой цифры повлияет на параметры улично-дорожной сети с ее постоянными пробками.
Следует также перейти на новые серии жилья, дающие удвоенный выход жилья на тех же площадях с сохранением тех же параметров жилых ячеек, т. е. не «дом на дом», как думают неосведомленные. Все поселки, очерченные дугой БАКАД, должны быть введены в городское очертание (организм) на перспективу.
— В Алматы появляется много новых зданий. Многие из них выполнены в разных стилях. На улицах вырастают стеклянные, футуристические бизнес-центры, роскошные, даже вычурные коттеджи и бюджетные, невзрачные четырехэтажные дома. Как вы считаете, как новостройки влияют на архитектурный вид города? Стоит ли создать некоторые требования для застройщиков?
— Невзрачные четырехэтажные дома должны быть заменены на жилье с достойными архитектурно-художественными качествами. Огромные средства, полученные от сокращения территорий под застройку (в ответе на прошлый вопрос говорилось, что новые серии жилья могут сделать застройку вдвое компактней) дают фантастический экономический эффект, исчисляемый в пределах БАКАД сотнями миллионов у. е.
Более того, компактный город экономит на выкупе земель под застройку, инженерной и транспортной инфраструктуре и, следовательно, на озеленении-обводнении-благоустройстве, на транспортной доступности и, связанной с этим транспортной усталости. На экономии времени на отдых, воспитание детей, на самообразование и др. Это – дорого стоит, но никто и никогда не просчитывал эти важнейшие жизненные факторы.
Застройка ведется по закону случайности и появление домов с разной архитектурой «разнообразит» городскую среду. Введение в городскую ткань центральной части двадцатитрехэтажного дома, что на месте ТЮЗа, говорит о том, что за «разнообразием» нужно серьезно следить городским архитектурным службам.